Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением, с миром природы, с социальным миром.
Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Посуда».
Цели:
- обобщить и систематизировать знания детей по теме «Посуда», активизировать словарь и обогащать его новыми словами и словами-антонимами;
- развивать познавательно-психические функции: речь, мышление, восприятие, внимание, воображение, память, логику;
- развивать мелкую моторику и зрительную память в работе с разрезными картинками;
- упражняться в составлении описательных рассказов по схеме;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- воспитывать чуткое, отзывчивое отношение, желание помочь попавшему в беду.
Материал и оборудование: магнитофон, кассета со звуковым письмом; разрезанные на части разноцветные силуэты посуды (чашка); чашки, вырезанные из цветного картона для дыхательной гимнастики; картина к дидактической игре «Отыщи посуду в сказочном лесу»; предметные картинки с изображением посуды; схема для составления описательного рассказа о посуде, предметы посуды.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент.
Дети заходят в группу. Воспитатель встречает их на ковре, в руках кассета.
- Ребята, я сегодня получила посылку, в которой было вот это звуковое письмо. Давайте его послушаем.
II. Введение в тему.
Звуковое письмо:
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца
Вдоль по улице несутся .
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке…
(пауза)
-Ребята, из какой сказки эти слова?
-Правильно, это из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Повтори.
-Что за «горе» приключилось с Федорой? (Ответы детей).
-Почему же посуда убежала от своей хозяйки? (Ответы детей).
Послушаем продолжение звукового письма.
Ребята! Это я, бабушка Федора!
Написала вам письмо,
Не простое, а звуковое.
Ой, ой, ой, ой, ой!
Помогите вы посуду мне вернуть домой,
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
III. Работа по теме
--Поможем Федоре! А сначала соберем разбитую посуду. И чтобы лучше у нас это получилось, разомнем пальчики.
Воспитатель встает, дети стоят полукругом.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, |
Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши. |
Мы посуду перемыли: |
Одна ладонь скользит по другой. |
Чайник, чашку, ковшик, ложку |
Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды |
И большую поварешку. |
|
Мы посуду перемыли, |
Одна ладонь скользит по другой. |
Только чашку мы разбили, |
Снова загибают пальчики. |
Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. |
|
Ложку мы чуть-чуть сломали. |
Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и |
Так мы маме помогали. |
хлопают в ладоши. |
1. Дидактическая игра «Почини посуду» .
--Пальчики подготовили! Проходите за столы. Соберите посуду.
У каждого ребенка на столе разрезанная чашка.
- Что у вас получилось? (Чашка)
--А у тебя?
--Какого цвета твоя чашка? Полным ответом скажи!
--А твоя?
- Для чего нужна чашка? (из нее можно пить)
--Что можно пить из чашки? (молоко, сок, чай, воду)
--Верно, но чай может быть иногда слишком горячим. Такой чай пить опасно, можно обжечься. Что нужно сделать, чтобы чай остыл? (подождать или остудить его)
--Верно, сейчас я вам покажу, как правильно остужать чай, выходите на ковер.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель раздает чашки.
--Возьмите чашки. Представьте, что в них горячий чай, который нужно остудить. Я покажу вам как правильно это сделать. Посмотрите сначала. Я делаю глубокий вдох носом, а затем длинный выдох ртом. Щеки я не надуваю.
--Давайте вместе подуем. Теперь посильнее.
--Теперь еще сильнее.
--Молодцы! Остыл наш чай. Теперь вы знаете, правильно пить чай, чтобы не обжечься. Ставьте чашки на поднос.
2. Дидактическая игра «Отыщи посуду в сказочном лесу».
--Ребята! Разбитую посуду мы собрали Федоре, а еще посуда убежала и спряталась в лесу. Давайте её найдем. 1, 2, 3 повернись – в сказочном лесу окажись!
Перед детьми изображение сказочного леса.
--Подойдите поближе, рассмотрите сказочный лес.
--Посуда замаскировалась, превратилась в разные предметы. Скажите, во что превратилась посуда!
Облако в сито, из которого идет дождь.
Кастрюля в пень, на котором выросли грибы.
Блюдца- в шляпки грибов, стаканы- в ножки грибов.
Поднос в озеро.
Чашка с ложкой в лодку с веслом.
Вилки в камыши.
Нож, кувшин, бутылка в стволы деревьев.
Дуршлаг в ёжика.
Сковорода, половник в шишки.
3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
- Вот и отыскали заблудившуюся посуду. Только посуда в сказочном лесу совсем не такая, какая была у Федоры.
--У Федоры она была грязная, а в сказочном лесу…(чистая)
тусклая – блестящая;
разбитая – целая;
старая – новая;
уродливая – красивая;
кривая – ровная…
- А теперь давайте изобразим посуду, которую мы нашли.
Физкультминутка.
Вот большой железный чайник |
– надули животик: одна рука на поясе –« ручка», другая изогнута – «носик»,
- «сделали важное лицо», приподняв подбородок |
Вот керамические чашки, |
– присели, одна рука на поясе – «ручка», - испуганное выражение – вдруг кто разобьет |
Вот фарфоровые блюдца, |
– кружатся, «рисуя руками круг», -- смеются |
Вот серебряные ложки, |
– потянулись, руки вверх, сомкнутые над головой, -- «удивились» – какие они высокие |
Вот пластмассовый поднос, |
– легли на ковер, вытянулись – «устал» поднос, расслабились |
Встают с ковра.
--Ребята! Смотрите!! Вот она, Федорина посуда! Вернулась!!
Воспитатель ставит на стол предметы посуды. Дети называют её.
Входит Федора.
--Ах! Моя посуда! Какие вы молодцы, что помогли мне вернуть её назад!
--Да, Федора! Отыскали мы твою посуду. А сейчас ребята тебе расскажут о том, для чего нужна посуда и как правильно с ней обращаться! Садись.
4. Составление описательных рассказов о посуде по опорной схеме.
1. Название посуды.
2.Части посуды.
3.Материал.
4.Назначение посуды.
(3-4 человека)
--А давайте еще расскажем Федоре, как нужно ухаживать за посудой.
V. Подведение итогов занятия.
Федора: Ну спасибо, ребята! Теперь я знаю, для чего нужна посуда и как с ней обращаться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать! Буду, буду я посуду и любить и уважать! А за вашу помощь я хочу вас отблагодарить!
Дарит ребятам баранки.