Автор статьи: Щербакова Анжела Владимировна
Воспитатель комбинированной группы № 2
МАДОУ «Сказка»
Заголовок статьи:
«Закрепление умений детей ориентироваться
в пространстве на прогулке»
Щербакова Анжела Владимировна
Воспитатель комбинированной группы № 2
МАДОУ «Сказка»
Насыщенностью режима дня в детском саду для дошкольников с нарушением зрения разными и подчас трудными для них видами деятельности объясняют повышенную утомляемость детей, снижение познавательной активности и эффективности проводимой с ними коррекционно - педагогической и лечебно-восстановительной работы. Поэтому особую важность приобретает правильная организация прогулки.
На воздухе дети должны хорошо отдохнуть, подвигаться и в то же время поупражняться в использовании зрения и всех сохраненных анализаторов. Время, отведенное на прогулку, следует наполнить играми и упражнениями коррекционного характера, не утомляющими воспитанников, способствовать восстановлению нарушенных зрительных функций (например, таких, как острота зрения, цветовое зрение, поле зрения) и устранению уже имеющихся или предупреждению вторичных отклонений в психофизическом развитии детей. К таким отклонениям можно отнести трудности получения адекватных представлений об окружающем мире, вызванные неполноценностью зрительного восприятия и неумением пользоваться сохраненными анализаторами, сложность ориентировки в пространстве.
Огромное значение имеет активная роль педагога, который руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохраненных анализаторов (осязание, слух, обоняние, вкусовая, температурная..). Эта способность необычайно важна для детей с патологией зрения, она значительно обогащает их представления об окружающем.
Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира детьми с нарушением зрения целенаправленным и осознанными. Ребятам делают следующие установки: «Посмотри внимательно», «Что ты видишь далеко от себя», «Что ты видишь рядом с собой (близко)» и т.д.
Игры и упражнения, проводимые с детьми на территории детского сада, можно разделить на несколько групп – в зависимости от того, какую задачу ставит перед собой педагог. Такая группировка не может быть очень строгой, так как решаемые задачи взаимосвязаны.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Детям на прогулке могут быть предложены такие задания:
- Найди одинаковые по цвету (по форме) листья, цветы, плоды, семена.
- Подбери одинаковые по цвету (по форме) ведерки, кубики, машинки.
- Собери букет из листьев желтого (красного, оранжевого) цвета.
- Найди самое высокое (самое низкое) дерево.
- Найди два одинаковых по высоте (толщине) дерева.
- Расскажи, что на участке расположено близко (ближе) к тебе, что далеко (дальше) от тебя.
- Выбери самый короткий (самый длинный) путь от скамейки до качелей. Опиши свой путь.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ
Задания:
- Дойди до веранды (домика, горки, качелей). Рассказывай, в каком направлении ты идешь.
- Найди спрятанную игрушку, переходя от одного предмета к другому. Расскажи, где ты нашел игрушку.
- Покатай мишку на машине по дорожке. Скажи, в каком направлении едет машина.
- Покатайся на велосипеде по дорожкам. Расскажи, в каком направлении ты ездил.
- Иди вперед. Поверни направо (налево).
- Расскажи другу, как найти дорогу до входа в детский сад.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Найди на клумбе цветок по описанию.
- Назови и покажи цвета осени (зимы, весны, лета).
- Опиши названный цветок (дерево, птицу).
- Расскажи, какая сегодня погода. Найди вокруг подтверждение твоим словам.
-Послушай и посмотри внимательно вокруг.
- Повтори звук, который слышал.
- Назови перелетных и зимующих птиц. Опиши их.
В подготовке, организации и проведении игр и упражнений на прогулке непосредственное участие принимают все педагоги. Такие игры должны быть полезны для оздоровления, развития познавательной активности, для формирования у них адекватных представлений об окружающих природных объектах и явлениях, для создания у них устойчивого положительного эмоционального настроя.