Конспект
Интегрированного занятия по конструированию «Как жили люди на Руси «старший дошкольный возраст.
Составила воспитатель: Рябова Елена Авеньевна, МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 378» г. Перми.
Цель: Формирование у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям. Населяющим её.Способствовать усвоению нравственных ценностей. Воспитания интереса к труду взрослых, стремление беречь его результаты.
Задачи:
1. Познакомить детей с тем как начиналось изготовление избы, какие инструменты использовались.
2. Обогащать словарь детей: топор, скобель, долото, пила, тесали, выбирали, валили, сруб, «Кошель».
3. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через пословицы, поговорки).
4. Развивать интерес к познанию народного ремесла
Предварительная работа:
- беседа о предметах, облегчающих труд людей при строительстве домов;
- рассматривание слайдов на экране изображения домов;
- беседа о свойствах и качествах различных предметов;
- рассматривание предметов русского быта;
- рассматривание изображений слайдов убранства русской избы;
Материал к занятию: ИКТ, слайды –иллюстрации с изображением древних городов, музыкальное сопровождение р.н.мелодии, дуга с колокольчиками. Дети в старинной одежде, девочки в сарафанах, мальчики в косоворотках. Деревяные палочки.
Ход НОД:
Хозяйка избы: Приветствие детей в группе и приглашение в гости в деревню.
«На чем можно отправиться в деревню?» (ответы детей: на машине, мотоцикле, лошади и т. п.)
- Раз мы отправляемся в старинную деревню, предлагаю поехать на повозке, которую повезет лошадь (над головой поднимаю дугу с колокольчиком, имитируя «тройку» и проговаривая потешку «Еду к бабушке в деревню», (звучит р.н.мелодия), отправляемся до музейно-образовательного комплекса «Крестьянская изба».
- «Вот мы и приехали! Проходите, гости дорогие, в сени». (Хозяйка избы объясняет, что называли сенями): «Сенями раньше называли холодную часть дома, где хранили различные инструменты хозяин и хозяйка дома».
Хозяйка избы: (СЛАЙД с изображением убранства в избе)
«Обратите внимание на стены моего дома. Из какого материала они сделаны?» (ответы детей: дерево)
«Правильно! Из дерева. В городе дома строят из камня. Такие дома называются? (ответы детей: каменные). Мой дом построен из дерева, значит он (ответы детей – деревянный или бревенчатый). Поселения, где жили люди в деревянных домах, так и назывались – «деревни».
Хозяйка избы: Давайте подумаем и ответим на вопрос» «Почему же люди предпочитали строить деревянные дома? (ответы детей: их легко строить. Наш край богат лесом).
(СЛАЙД с изображением строительства домов).
Постройкой дома занимались мужчины. Дело ответственное, физически тяжелое. Давайте, из сеней пройдем в избу и разберем весь процесс строительства дома (дети с хозяйкой избы проходят в дом) «Присаживайтесь на лавки, гости дорогие! Прежде чем поставить дом, надо было выбрать место, пригодное для жилья, чтобы рядом был водоем и лес. А почему деревни строили возле леса и рек? (ответы детей: В реке водится рыба и нужна вода людям). А какие ещё необходимы условия? (ответы детей: деревни строили возле леса. В лесу есть грибы. ягоды, дрова, птицы, животные). А чтобы обезопасить деревню и уберечь от врагов строили её на холме, чтобы всё вокруг было видно; рыли ров и заполняли водой. Ребята, как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью? (Разводили скот, птиц: коров, свиней, кур, овец). Как назвать этих животных одним словом? (ответы детей: домашние). Что дают людям животные? (ответы детей: Из кожи животных люди шили себе одежду, из шерсти пряли пряжу, а из лыка плели лапти). Лыко-это кора липы, нарезанная на тоненькие полоски. (СЛАЙД с изображением лаптей). Ребята, а из чего люди ели и пили? Из чего делали посуду? (Из дерева, глины).
(СЛАЙД с изображением посуды расписной и глиняной)
Как назывались мастера, которые делали посуду из глины? (Гончары).
Хозяйка избы: «Для строительства дома использовали хвойные породы деревьев. Попросим девочек помочь нам. Дидактическая игра «Найди дерево». Среди карточек нужно найти только хвойные породы. Какие вы знаете хвойные деревья (ответы детей- ель, сосна, лиственница).
Хозяйка избы: «Дом из сосны был прочен, мало подвержен гниению из-за смолистости. Крышу строили из осины- она влагостойкая. «Мальчики, вам предстоит построить дом, отправиться в лес. Для работы в лесу нужны инструменты. Какие вы знаете инструменты, которые могут пригодится нам в лесу (дети перечисляют: пила, топор. рубанок)
Хозяйка дома:
Дидактическая игра «Найди нужный инструмент» На столе выложены карточки с изображением инструментов, найдите среди них необходимые нам и принесите.
Для начала, нам нужно свалить деревья. Что нам для этого понадобится?» (ответы детей - пила).
Хозяйка избы: «А чтобы дерево, которое спилили, превратилось в бревно, надо очистить ствол дерева от веток. Для этого нам понадобится другой инструмент-какой?» (ответы детей - топор).
Хозяйка избы: «Полученные бревна доставляют на место постройки. Теперь бревна необходимо зачистить. Нам потребуется еще один инструмент. Назовите его (ответы детей-рубанок). (СЛАЙД с изображением работника с рубанком)
Хозяйка избы: «В старину свалить дерево, очистить ствол от веток и коры могли с помощью одного топора. Есть пословица: «Не взявшись за топор - избы не построишь»
Поэтому, в лес отправимся, взяв только топор. (Имитируем рубку леса) Считалось, что пила рвет ствол дерева, и оно быстро начнет гнить.
После того, как бревна были готовы, начинали ставить сруб. Бревнышко к бревнышку. венец за венцом.
Хозяйка избы представляет макет сруба дома деревянного.
Хозяйка избы «Вот так выглядит сруб дома! Дом можно было построить без единого гвоздя. В бревне вырезалась с двух сторон лунка, в которую опускался последующий венец.» (СЛАЙД с изображением сруба с лунками).
Хозяйка избы: «Получился добротный сруб дома.
«А как же в доме появлялись окна и двери?» (ответы детей: вырубали топором, прорезали и т. д.)
Хозяйка избы: «Правильно! Посмотрите в окна моего дома. Видите, дома моих соседей? Они тоже деревянные, но в тоже время разные. Чем же они отличаются?» (ответы детей - по форме, по крышам, по узорам).
Хозяйка избы: «У нас на Урале, где долгие и суровые зимы, строили дома, когда под одной крышей жили люди, и находилась хозяйственная часть, где обитал домашний скот, хранились лодки и сани.
Дома строились большие, все вместе жили: деды и отцы, внуки и правнуки. (СЛАЙД с изображением больших домов).
Одному страшно, а в ораве всё нипочём.
Дом для человека был существом живым. Дом оберегали, его украшали.
(СЛАЙД с изображением расписных окон)
Посмотрите на окна домов. Как они украшены! В старину глаза назывались «очи», глаз – «око», - отсюда и название – окна. Их украшали «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов, русалок, которые по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме от злых сил. Но эти наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни-значит, хозяева встали, а закрыты-значит, ещё спят или их нет дома.
Под крышей -очелье, или лоб; его тоже украшали. Украшением дома занимались мужчины- плотники. мастера по дереву. С помощью долота вырезали птиц, цветы, дуги, круги и другие узоры (СЛАЙД с изображением расписных домов)
- Ребята, а может, вы сами хотите побыть мастерами (Да).
Мы сегодня построим каждый свой дом и украсим его окна и очелье.
Ну что же давайте подготовимся к работе, разомнёмся.
Хозяйка избы: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «Присаживайтесь на свои места. Возьмите с подноса по одному элементу –это половинки дома. поднос для мальчиков и девочек. чтоб сформировались пары. Найдите одинаковые и посмотрите, что получится. У каждой пары получился деревенский дом- деревни. Ребята, люди раньше любили водить хороводы. Давайте и мы поводим хоровод «Мы на луг ходили». А сейчас мы станем мастерами и построим деревню из палочек. У каждого из вас схема постройки дома из палочек. После того, как вы построите дом, сделаете окна и двери, начинайте украшать ставни и очелье с помощью карандашей и фломастеров.
- Стоит перед нами рубленая изба, светится как солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо всё придумано и хитро сделано.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы
С. Есенин
Хозяйка избы: «Умнички! Наступила пора прощаться. В подарок хочу дать вам конструктор «Строительство избы», чтобы вы могли попробовать сами поставить сруб. Ждет нас повозка для возвращения в детский сад».