Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1883 Конспект интегрированного занятия по конструированию "Как жили люди на Руси" старший дошкольный возраст.

Опубликовано 15.01.2017

Конспект

Интегрированного занятия по конструированию «Как жили люди на Руси «старший дошкольный возраст.

Составила воспитатель: Рябова Елена Авеньевна, МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 378» г. Перми.

Цель: Формирование у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям. Населяющим её.Способствовать усвоению нравственных ценностей. Воспитания интереса к труду взрослых, стремление беречь его результаты.

Задачи:

1. Познакомить детей с тем как начиналось изготовление избы, какие инструменты использовались.

2. Обогащать словарь детей: топор, скобель, долото, пила, тесали, выбирали, валили, сруб, «Кошель».

3. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через пословицы, поговорки).

4. Развивать интерес к познанию народного ремесла

Предварительная работа:

- беседа о предметах, облегчающих труд людей при строительстве домов;

- рассматривание слайдов на экране изображения домов;

- беседа о свойствах и качествах различных предметов;

- рассматривание предметов русского быта;

- рассматривание изображений слайдов убранства русской избы;

Материал к занятию: ИКТ, слайды –иллюстрации с изображением древних городов, музыкальное сопровождение р.н.мелодии, дуга с колокольчиками. Дети в старинной одежде, девочки в сарафанах, мальчики в косоворотках. Деревяные палочки.

Ход НОД:

Хозяйка избы: Приветствие детей в группе и приглашение в гости в деревню.

«На чем можно отправиться в деревню?» (ответы детей: на машине, мотоцикле, лошади и т. п.)

- Раз мы отправляемся в старинную деревню, предлагаю поехать на повозке, которую повезет лошадь (над головой поднимаю дугу с колокольчиком, имитируя «тройку» и проговаривая потешку «Еду к бабушке в деревню», (звучит р.н.мелодия), отправляемся до музейно-образовательного комплекса «Крестьянская изба».

- «Вот мы и приехали! Проходите, гости дорогие, в сени». (Хозяйка избы объясняет, что называли сенями): «Сенями раньше называли холодную часть дома, где хранили различные инструменты хозяин и хозяйка дома».

Хозяйка избы: (СЛАЙД с изображением убранства в избе)

«Обратите внимание на стены моего дома. Из какого материала они сделаны?» (ответы детей: дерево)

«Правильно! Из дерева. В городе дома строят из камня. Такие дома называются? (ответы детей: каменные). Мой дом построен из дерева, значит он (ответы детей – деревянный или бревенчатый). Поселения, где жили люди в деревянных домах, так и назывались – «деревни».

Хозяйка избы: Давайте подумаем и ответим на вопрос» «Почему же люди предпочитали строить деревянные дома? (ответы детей: их легко строить. Наш край богат лесом).

(СЛАЙД с изображением строительства домов).

Постройкой дома занимались мужчины. Дело ответственное, физически тяжелое. Давайте, из сеней пройдем в избу и разберем весь процесс строительства дома (дети с хозяйкой избы проходят в дом) «Присаживайтесь на лавки, гости дорогие! Прежде чем поставить дом, надо было выбрать место, пригодное для жилья, чтобы рядом был водоем и лес. А почему деревни строили возле леса и рек? (ответы детей: В реке водится рыба и нужна вода людям). А какие ещё необходимы условия? (ответы детей: деревни строили возле леса. В лесу есть грибы. ягоды, дрова, птицы, животные). А чтобы обезопасить деревню и уберечь от врагов строили её на холме, чтобы всё вокруг было видно; рыли ров и заполняли водой. Ребята, как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью? (Разводили скот, птиц: коров, свиней, кур, овец). Как назвать этих животных одним словом? (ответы детей: домашние). Что дают людям животные? (ответы детей: Из кожи животных люди шили себе одежду, из шерсти пряли пряжу, а из лыка плели лапти). Лыко-это кора липы, нарезанная на тоненькие полоски. (СЛАЙД с изображением лаптей). Ребята, а из чего люди ели и пили? Из чего делали посуду? (Из дерева, глины).

(СЛАЙД с изображением посуды расписной и глиняной)

Как назывались мастера, которые делали посуду из глины? (Гончары).

Хозяйка избы: «Для строительства дома использовали хвойные породы деревьев. Попросим девочек помочь нам. Дидактическая игра «Найди дерево». Среди карточек нужно найти только хвойные породы. Какие вы знаете хвойные деревья (ответы детей- ель, сосна, лиственница).

Хозяйка избы: «Дом из сосны был прочен, мало подвержен гниению из-за смолистости. Крышу строили из осины- она влагостойкая. «Мальчики, вам предстоит построить дом, отправиться в лес. Для работы в лесу нужны инструменты. Какие вы знаете инструменты, которые могут пригодится нам в лесу (дети перечисляют: пила, топор. рубанок)

Хозяйка дома:

 Дидактическая игра «Найди нужный инструмент» На столе выложены карточки с изображением инструментов, найдите среди них необходимые нам и принесите.

Для начала, нам нужно свалить деревья. Что нам для этого понадобится?» (ответы детей - пила).

Хозяйка избы: «А чтобы дерево, которое спилили, превратилось в бревно, надо очистить ствол дерева от веток. Для этого нам понадобится другой инструмент-какой?» (ответы детей - топор).

Хозяйка избы: «Полученные бревна доставляют на место постройки. Теперь бревна необходимо зачистить. Нам потребуется еще один инструмент. Назовите его (ответы детей-рубанок). (СЛАЙД с изображением работника с рубанком)

Хозяйка избы: «В старину свалить дерево, очистить ствол от веток и коры могли с помощью одного топора. Есть пословица: «Не взявшись за топор - избы не построишь»

Поэтому, в лес отправимся, взяв только топор. (Имитируем рубку леса) Считалось, что пила рвет ствол дерева, и оно быстро начнет гнить.

После того, как бревна были готовы, начинали ставить сруб. Бревнышко к бревнышку. венец за венцом.

Хозяйка избы представляет макет сруба дома деревянного.

Хозяйка избы «Вот так выглядит сруб дома! Дом можно было построить без единого гвоздя. В бревне вырезалась с двух сторон лунка, в которую опускался последующий венец.» (СЛАЙД с изображением сруба с лунками).

Хозяйка избы: «Получился добротный сруб дома.

 «А как же в доме появлялись окна и двери?» (ответы детей: вырубали топором, прорезали и т. д.)

Хозяйка избы: «Правильно! Посмотрите в окна моего дома. Видите, дома моих соседей? Они тоже деревянные, но в тоже время разные. Чем же они отличаются?» (ответы детей - по форме, по крышам, по узорам).

Хозяйка избы: «У нас на Урале, где долгие и суровые зимы, строили дома, когда под одной крышей жили люди, и находилась хозяйственная часть, где обитал домашний скот, хранились лодки и сани.

Дома строились большие, все вместе жили: деды и отцы, внуки и правнуки. (СЛАЙД с изображением больших домов).

Одному страшно, а в ораве всё нипочём.

Дом для человека был существом живым. Дом оберегали, его украшали.

(СЛАЙД с изображением расписных окон)

Посмотрите на окна домов. Как они украшены! В старину глаза назывались «очи», глаз – «око», - отсюда и название – окна. Их украшали «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов, русалок, которые по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме от злых сил. Но эти наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни-значит, хозяева встали, а закрыты-значит, ещё спят или их нет дома.

Под крышей -очелье, или лоб; его тоже украшали. Украшением дома занимались мужчины- плотники. мастера по дереву. С помощью долота вырезали птиц, цветы, дуги, круги и другие узоры (СЛАЙД с изображением расписных домов)

- Ребята, а может, вы сами хотите побыть мастерами (Да).

Мы сегодня построим каждый свой дом и украсим его окна и очелье.

Ну что же давайте подготовимся к работе, разомнёмся.

Хозяйка избы: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «Присаживайтесь на свои места. Возьмите с подноса по одному элементу –это половинки дома. поднос для мальчиков и девочек. чтоб сформировались пары. Найдите одинаковые и посмотрите, что получится. У каждой пары получился деревенский дом- деревни. Ребята, люди раньше любили водить хороводы. Давайте и мы поводим хоровод «Мы на луг ходили». А сейчас мы станем мастерами и построим деревню из палочек. У каждого из вас схема постройки дома из палочек. После того, как вы построите дом, сделаете окна и двери, начинайте украшать ставни и очелье с помощью карандашей и фломастеров.

- Стоит перед нами рубленая изба, светится как солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо всё придумано и хитро сделано.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы

С. Есенин

Хозяйка избы: «Умнички! Наступила пора прощаться. В подарок хочу дать вам конструктор «Строительство избы», чтобы вы могли попробовать сами поставить сруб. Ждет нас повозка для возвращения в детский сад».