Мирошниченко Наталья Петровна
МДОУ центр развития ребёнка – детский сад №34 «Звёздочка»,
Московская область г.Серпухов
Воспитатель
Значение экологического воспитания дошкольников
Необходимость воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры и бережного отношения к природе, к своему здоровью, очевидна и современна. Мы с самого раннего возраста учим детей бережно относиться к природе, любить свою Родину. И если мы своим личным примером демонстрируем правильное поведение и отношении природы, то можем надеяться, что и дети будут экологически грамотными.
Знакомя детей с природой, я не только сообщаю им конкретные знания, но и объясняю самоценность любых объектов природы, старюсь вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробудить эстетические чувства, воспитывать уважительное отношение к природе.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности. Одновременно с детьми к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей. Что, безусловно, имеет большое значение для развития всеобщего экологического самосознания.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой. Не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к ней, бережное и заботливое отношение о ней - важнейшие задачи детского сада.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др.; это наносит вред не только природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющееся неправильное представление значительно труднее, чем образовать новые, правильные.
Последнее десятилетие XX века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования. Создавались программы, технологии, учебные и методические пособия.
С чего же начинается вся экологическая работа с детьми?
С передачи детям знаний о мире природы.
Каков же должен быть конечный результат?
Формирование у каждого ребенка уважительного и заинтересованного отношения к природному окружению. Это должно выражаться в практических действиях по отношению к природной среде. Экологическое образование дошкольника базируется на деятельном подходе, так как именно деятельность формирует психику ребенка.
Как показывает практика, важным направлением стало формирование у детей первоначальных знаний на занятиях при ознакомлении с природой. Общаясь с природой, ребенок лучше понимает, как устроен мир вокруг него Большое значение для экологического воспитания имеет также исследовательская деятельность, проведение опытов. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты, и даже пробовать их на вкус, если это безопасно.
с художественной литературой, в играх Особенно помогают игры-превращения направленные на возникновение любви к животным, растениям, объектам неживой природы. Закрепление экологических знаний происходит на занятиях по рисованию, аппликации, лепке. В целом любая деятельность, любое экологическое занятие включает не только бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту природы, и развивает наблюдательность и внимание, прививает навыки экологически грамотного поведения в природе Элементы экологического воспитания, как правило, присутствуют на занятиях по развитию речи, при ознакомлении.