Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2518 Проект "Маленькие Почемучки"

Опубликовано 13.05.2017

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 3

 

Проект

"Маленькие Почемучки"

(становление и развитие познавательно-исследовательской деятельности)

 

Разработчик:  воспитатель

 В.К. Шакирзянова

 

Городской округ «Город Губаха»

2016-2017 г

Название проекта

"Маленькие Почемучки"- становление и развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Аннотация проекта

  1. Разработчик: воспитатель

     Валентина Константиновна Шакирзянова.

  1. Адресность  проекта: МБДОУ общеразвивающего вида

    Детский сад №3 «Звёздочка».

  1. Проект по развитию интереса к познанию окружающего мира (возраст детей 3 – 4 года).
  2. Цели и принципы проекта:

Цель проекта:

раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребёнка, овладение детьми навыка коллективного взаимодействия  и общения с помощью экспериментирования.

  Основные принципы в соответствии с ФГОС:

  • Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных  особенностей ребёнка.
  • Принцип системности развивающих задач.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком.
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
  • Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  1. Проект реализуется через различные виды деятельности:

Формы организации деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы: игровой метод (дидактические игры),  наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов),  практический (показ способов действия с предметами, эксперимент), творческий рисование, лепка, аппликация).

  1. Отличительные особенности  данного проекта:

Оздоровительное  направление предполагает  регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно – перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание её с учётом фактора развития, воспитание ребёнка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов, воспитание умения выражать свои эмоции.

Образовательное направление обеспечивает активизацию интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения; формирование правильного отношения ребёнка к окружающей природе, себе и людям как части природы; развитие интереса к познанию окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции.

Введение

Проект «Маленькие Почемучки» предусматривает: создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, учёного.

Главной целью проекта является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребёнка, овладение детьми навыка коллективного взаимодействия  и общения с помощью экспериментирования.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших дошкольников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие работы, выставки, конкурсы. Данный проект способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творческую игру. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.

Проект «Маленькие Почемучки» составлен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе авторской программы Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

Анализ ситуации

Источником познания ребёнка является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. 

Проведенный мониторинг по развитию у воспитанников инициативы задавать вопросы, желание познавать новое шаг за шагом, от простого к сложному, показал недостаточный уровень развития. По всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень.

Постановка проблемы

В результате проведенного исследования, возникла необходимость в поиске новых эффективных форм, методов познавательного развития. Наибольшее воздействие на ребенка младшего дошкольного возраста имеют игры с предметами и дидактические игры. А проектная деятельность помогает более углубленно и систематизировано работать над проблемой. Поэтому для решения проблемы познавательного развития детей и был разработан проект «Маленькие Почемучки».

Цели и задачи проекта

Цель: раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребёнка, овладение детьми навыка коллективного взаимодействия  и общения с помощью экспериментирования.

Задачи:

Познавательные

  • Расширение и систематизация элементарных естественно – научных и экологических представлений детей.
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

 

 

Развивающие

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Участники проекта

Воспитатель 2 младшей группы № 2

В.К. Шакирзянова,

  музыкальный руководитель Т.А. Шелудько, педагог – психолог Т.Н. Машенкова

Дети (3-4 года) и родители  2 младшей группы № 2

Сроки реализации

Сентябрь – май

Этапы реализации

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

   Подготовительный этап:

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по познавательному развитию младших дошкольников в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам познавательного развития младших дошкольников".
  • Пополнение развивающей среды играми и пособиями, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

  • Создание в каждом режимном моменте благоприятных условий для активной познавательно-исследовательской деятельности.
  • Настольно-печатные дидактические игры.
  • Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
  • Творческие мастерские.

Работа с родителями:

  • Оформление Выставка «Чудеса с грядки».
  • Наглядная информация: папки-передвижки, консультации.
  •  Привлечение к изготовлению игр и пособий по теме проекта.
  • Защита мини проектов.

Заключительный этап.

  • Анализ результатов проекта;
  • Итоговый мониторинг детей;
  • Анкетирование родителей;
  • Демонстрация опыта работы для педагогов и родителей младших дошкольных групп ДОУ.

 

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

  • Ребёнок проявляет активный интерес к окружающему миру, стремится познать его в познавательно-исследовательской деятельности.
  • Проявляет наблюдательность по отношению к часто повторяющимся явлениям природы, влияющим на его жизнедеятельность.
  • Применяет при обследовании предметов как свои способы обследования, так и некоторые рациональные приёмы, приобретённые в процессе взаимодействия со взрослыми.
  • Пополнение развивающей среды.
  • Театрализованные представления для детей младших групп.
  • Защита детско-родительских мини проектов.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

Трансляция проекта в МБДОУ Детский сад № 3.

Круглый стол с родителями «Вот, что мы узнали».

Распространение среди педагогов  ДОУ и города.

 

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»

 

Срок проведения

Мероприятие

Ответственные

Подготовительный этап

Сентябрь

Опрос детей и консультации для родителей по теме проекта.

 

Мониторинг уровня развития познавательно-исследовательской деятельности.

В.К. Шакирзянова

Т.Н. Машенкова

 

В.К. Шакирзянова

Т.Н. Машенкова

 

Основной этап (поисково-исследовательский, творческий)

Сентябрь

Первое «Почему».

«Почему выросли овощи на грядке?»

 

Целевая прогулка к бабушке на огород.

 

Выставка «Чудеса с грядки».

 

 

 

 

 

В.К. Шакирзянова

 

 

В.К. Шакирзянова

Родители

 

Октябрь

Второе «Почему».

«Почему падают листочки»

 

Творческая мастерская: рисование

«Осеннее деревце».

 

Выставка поделок из природного материала.

 

Досуг «Урожай собирай».

 

 

 

 

В.К. Шакирзянова

Т.Н. Машенкова

 

В.К. Шакирзянова

Родители

 

В.К. Шакирзянова

Т.А. Шелудько

Ноябрь

Третье «Почему»

«Почему бабушка мамина мама?»

 

Беседа о семье

 

 

Мини проекты « Моя мама – воспитатель».

 

Фото-галерея  «Моя семья».

 

 

Досуг «Какая она – моя семья?».

 

 

 

 

 

В.К. Шакирзянова

Т.Н. Машенкова

 

В.К. Шакирзянова

 

 

В.К. Шакирзянова

Родители

 

В.К. Шакирзянова

Т.А. Шелудько

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

Четвёртое «Почему»

«Почему идёт снег?»

 

«Как птицы выбирают себе дома?»

 

«Зимующие и перелётные птицы».

Акция «Покормите птиц зимой»

 

 

 

 

 

В.К. Шакирзянова

 

В.К. Шакирзянова

Т.Н. Машенкова

Родители

Январь

 

 

 

 

 

Пятое «Почему»

«Почему мы любим сказку?»

 

Беседа на тему «Что такое театр»

 

 

Драматизация сказки «Колобок».

 

 

Выступления перед детьми младших групп.

 

 

 

В.К. Шакирзянова

 

 

В.К. Шакирзянова

 

 

В.К. Шакирзянова

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шестое «Почему»

«Почему у нас есть кошки?»

 

Чтение С. Маршака «Детки в клетке», К. Чуковский «Где обедал воробей»

 

Творческая мастерская: лепка «Кошечка».

 

Фото-галерея «Моё домашнее животное».

 

 

 

 

В.К. Шакирзянова

 

 

 

Т.Н. Машенкова

 

 

В.К. Шакирзянова

Родители

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Седьмое «Почему»

«Почему идут дожди?»

 

Дидактическая игра «Времена года».

 

«Огород на подоконнике».

 

Творческая мастерская: рисование «Зелёный лук».

 

 

 

 

В.К. Шакирзянова

 

 

В.К. Шакирзянова

 

Т.Н. Машенкова

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

Восьмое «Почему»

«Почему выросли цветочки?»

 

Беседа на тему: «Какие растения называют первоцветами».

 

Подготовка детско-родительских мини – проектов «Первоцветы».

 

 

 

 

В.К. Шакирзянова

 

 

В.К. Шакирзянова

Родители

Заключительный этап

Май

Презентация  детско-родительских мини – проектов.

 

Презентация проекта «Маленькие Почемучки».

 

Отчёт по проекту «Маленькие Почемучки».

В.К. Шакирзянова

Родители

 

В.К. Шакирзянова

Родители

 

В.К. Шакирзянова