муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3
Проект
"Маленькие Почемучки"
(становление и развитие познавательно-исследовательской деятельности)
Разработчик: воспитатель
В.К. Шакирзянова
Городской округ «Город Губаха»
2016-2017 г
Название проекта |
"Маленькие Почемучки"- становление и развитие познавательно-исследовательской деятельности. |
Аннотация проекта |
Валентина Константиновна Шакирзянова.
Детский сад №3 «Звёздочка».
Цель проекта: раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребёнка, овладение детьми навыка коллективного взаимодействия и общения с помощью экспериментирования. Основные принципы в соответствии с ФГОС:
Формы организации деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Методы: игровой метод (дидактические игры), наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический (показ способов действия с предметами, эксперимент), творческий рисование, лепка, аппликация).
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно – перцептивных процессов. Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание её с учётом фактора развития, воспитание ребёнка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов, воспитание умения выражать свои эмоции. Образовательное направление обеспечивает активизацию интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения; формирование правильного отношения ребёнка к окружающей природе, себе и людям как части природы; развитие интереса к познанию окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции. |
Введение |
Проект «Маленькие Почемучки» предусматривает: создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, учёного. Главной целью проекта является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребёнка, овладение детьми навыка коллективного взаимодействия и общения с помощью экспериментирования. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших дошкольников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие работы, выставки, конкурсы. Данный проект способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творческую игру. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат. Проект «Маленькие Почемучки» составлен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе авторской программы Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости». |
Анализ ситуации |
Источником познания ребёнка является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Проведенный мониторинг по развитию у воспитанников инициативы задавать вопросы, желание познавать новое шаг за шагом, от простого к сложному, показал недостаточный уровень развития. По всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. |
Постановка проблемы |
В результате проведенного исследования, возникла необходимость в поиске новых эффективных форм, методов познавательного развития. Наибольшее воздействие на ребенка младшего дошкольного возраста имеют игры с предметами и дидактические игры. А проектная деятельность помогает более углубленно и систематизировано работать над проблемой. Поэтому для решения проблемы познавательного развития детей и был разработан проект «Маленькие Почемучки». |
Цели и задачи проекта |
Цель: раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребёнка, овладение детьми навыка коллективного взаимодействия и общения с помощью экспериментирования. Задачи: Познавательные
Развивающие
Воспитательные
|
Участники проекта |
Воспитатель 2 младшей группы № 2 В.К. Шакирзянова, музыкальный руководитель Т.А. Шелудько, педагог – психолог Т.Н. Машенкова Дети (3-4 года) и родители 2 младшей группы № 2 |
Сроки реализации |
Сентябрь – май |
Этапы реализации |
1 этап – подготовительный; 2 этап – практический; 3 этап – заключительный. Подготовительный этап:
Практический этап: Работа с детьми:
Работа с родителями:
Заключительный этап.
|
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов |
|
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта |
Трансляция проекта в МБДОУ Детский сад № 3. Круглый стол с родителями «Вот, что мы узнали». Распространение среди педагогов ДОУ и города. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»
Срок проведения |
Мероприятие |
Ответственные |
Подготовительный этап |
||
Сентябрь |
Опрос детей и консультации для родителей по теме проекта.
Мониторинг уровня развития познавательно-исследовательской деятельности. |
В.К. Шакирзянова Т.Н. Машенкова
В.К. Шакирзянова Т.Н. Машенкова
|
Основной этап (поисково-исследовательский, творческий) |
||
Сентябрь |
Первое «Почему». «Почему выросли овощи на грядке?»
Целевая прогулка к бабушке на огород.
Выставка «Чудеса с грядки».
|
В.К. Шакирзянова
В.К. Шакирзянова Родители
|
Октябрь |
Второе «Почему». «Почему падают листочки»
Творческая мастерская: рисование «Осеннее деревце».
Выставка поделок из природного материала.
Досуг «Урожай собирай».
|
В.К. Шакирзянова Т.Н. Машенкова
В.К. Шакирзянова Родители
В.К. Шакирзянова Т.А. Шелудько |
Ноябрь |
Третье «Почему» «Почему бабушка мамина мама?»
Беседа о семье
Мини проекты « Моя мама – воспитатель».
Фото-галерея «Моя семья».
Досуг «Какая она – моя семья?».
|
В.К. Шакирзянова Т.Н. Машенкова
В.К. Шакирзянова
В.К. Шакирзянова Родители
В.К. Шакирзянова Т.А. Шелудько |
Декабрь
|
Четвёртое «Почему» «Почему идёт снег?»
«Как птицы выбирают себе дома?»
«Зимующие и перелётные птицы». Акция «Покормите птиц зимой»
|
В.К. Шакирзянова
В.К. Шакирзянова Т.Н. Машенкова Родители |
Январь
|
Пятое «Почему» «Почему мы любим сказку?»
Беседа на тему «Что такое театр»
Драматизация сказки «Колобок».
Выступления перед детьми младших групп. |
В.К. Шакирзянова
В.К. Шакирзянова
В.К. Шакирзянова |
Февраль
|
Шестое «Почему» «Почему у нас есть кошки?»
Чтение С. Маршака «Детки в клетке», К. Чуковский «Где обедал воробей»
Творческая мастерская: лепка «Кошечка».
Фото-галерея «Моё домашнее животное».
|
В.К. Шакирзянова
Т.Н. Машенкова
В.К. Шакирзянова Родители |
Март
|
Седьмое «Почему» «Почему идут дожди?»
Дидактическая игра «Времена года».
«Огород на подоконнике».
Творческая мастерская: рисование «Зелёный лук».
|
В.К. Шакирзянова
В.К. Шакирзянова
Т.Н. Машенкова
|
Апрель
|
Восьмое «Почему» «Почему выросли цветочки?»
Беседа на тему: «Какие растения называют первоцветами».
Подготовка детско-родительских мини – проектов «Первоцветы».
|
В.К. Шакирзянова
В.К. Шакирзянова Родители |
Заключительный этап |
||
Май |
Презентация детско-родительских мини – проектов.
Презентация проекта «Маленькие Почемучки».
Отчёт по проекту «Маленькие Почемучки». |
В.К. Шакирзянова Родители
В.К. Шакирзянова Родители
В.К. Шакирзянова
|