Конспект непосредственной образовательной деятельности во 2 младшей группе по теме:
«Свойства снега и льда»
(экспериментальная деятельность)
Подготовил воспитатель:
Ковалевская Алена Александровна
г. Екатеринбург
2017
Цель:
Закреплять у детей конкретные представления о сезонных явлениях в природе.
Обобщать знания детей о свойствах снега (холодный, белый, скрипит, хрустит, сырой) и льда.
Доминирующая образовательная область: «Познание»
Интеграция ОО: «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Музыка».
Программное содержание:
1.Уточнить и расширить представления о снеге и льде, помочь понять изменение их свойств.
2.Учить детей анализировать, делать выводы.
3.Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.
4. Вызвать радость от открытий, полученных в ходе опытов.
Материал: игрушка Снегурочка, посылка со снегом и льдом ,лупы на каждого ребенка, пластиковые стаканчики, салфетки, снежинки из бумаги.
Содержание:
Ход.
Дети входят в группу здороваются с гостями и занимают свои места
Раздается стук в дверь. Приходит Снегурочка:
Снегурочка:
- Здравствуйте!
Торопилась к вам друзья,
Принесла посылку я.
От Деда Мороза.
Восп.
- Спасибо Снегурочка ! Оставайся с нами.
Снегурочка:
- Нет, не могу. Вы разве не знаете, что со мной может случиться, если я останусь надолго в тепле?(Уходит)
(Ответы детей. Подвести к выводу, что растает, потому что она из снега и льда).
Вос-ль: "Когда бывает снег?"
Дети: "Зимой бывает".
Вос-ль: "А где мы его можем увидеть?"
Дети: "На улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, снег везде".
Вос-ль:"Нравится вам, когда много снега?"
Дети: "Да, нравится".
Вос-ль: " А какой бывает снег?"
Дети : " Белый , холодный, блестящий..."
Вос-ль: " А вы хотите узнать, что прислал нам в посылке Дед Мороз? Чтобы узнать, нужно отгадать загадку:
«Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой
Лишь поймаешь на ладонь»
(Снег).
- А что такое снег? (Снежинки).
Опыт № 1. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СНЕГ?
Рассматривание снега с помощью лупы. Снег состоит из снежинок.
Сколько снежинок? Какие они? Они все разны, но похожи тем, что у все по 6 лучиков.
- А что такое снежинки, откуда они берутся?
(Подвести к ответу, что снег – это замерзшая вода).
- В загадке говорится:
«…станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь».
- Почему же снег на ладони превращается в воду?
Опыт № 2. Воздействие температур.
- Потрогайте какая вода налита в стаканчиках ?
( Теплая, холодная)
- Как вы думаете в какой воде снег быстр растает?
-Положите снег в стаканчики.
- В какой воде снег уже растаял?
- Посмотрите , что у вас на тарелочках в которых был снег?
- Почему снег превратился в воду?
- Значит из чего образуется снег? ( из воды).
- Посмотрит какая вода на тарелочках? ( Грязная)
- Можно ли есть снег?Почему?
- А почему снег бывает только зимой?
Подвижная игра «Снежинки».
-Выходите на ковер, берите снежинки.
- Вправо – влево повернись и в снежинку превратись!
(Дети танцуют под музыку).
Вос-ль: " А что же еще нам прислали в посылке? Что бы узнать нужно отгадать загадку :
«Он сковал большую реку, ровный, гладкий, красота!
Он поможет человеку обходиться без моста.
А в каникулы, зимой, в эти чудные деньки
Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки».
(Лед).
(Достаю из посылки кусочки льда, показываю детям).
Дети кладут лед в стаканчики.
- А что такое лед? (Это замерзшая вода).
- Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?
- Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.(Твердый, холодный, тяжелый, по цвету – прозрачный).
- Ребята, вы сказали, что лед – это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент.
Опыт № 3. Воздействие температуры на лед.
- Посмотрите , что появилось в стаканчиках в которых лежал лед? Почему?
- Значит из чего образовался лед?
- А как вода превратилась в лед? Где еще можно получить лед? ( В холодильнике).
ОПЫТ № 4. Лед хрупкий.
-Как вы думает, если льдинка выскользнет из рук , что с ней произойдет?
( Льдинка падает и раскалывается). Значит лед хрупкий.
Вос- ль: Ваши ручки стали мокрые, потому что лед в теплых руках тает.
-Вытрите руки.
- А теперь давайте поиграем с пальчиками, чтобы они согрелись.
Пальчиковая гимнастика:
«Раз, два, три, четыре, пять.
Мы пришли во двор гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли».
-Согрелись руки? Давайте еще поиграем.
Подвижная игра «Зимние забавы».
«Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках,
Но потом упали. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали
И домой мы побежали».
- Вам интересно было проводить опыты со снегом и льдом?
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Чем похожи снег и лед?
- А чем они отличаются?
-Снег мягкий, а лед…
-Снег белый, а лед…
-Снег легкий, а лед…
- Так все-таки правильно мы поступили, что отпустили Снегурочку, а не оставили в группе? – Почему?
- Да, как растаял лед в наших опытах, так растаяла бы и снегурочка, потому, что она из снега и льда.