Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2289 Игровые упражнения и словесные игры для дошкольников

Опубликовано 29.03.2017

Разумова Наталья Сергеевна

МБДОУ ЦРР детский сад №231

город Ульяновск

воспитатель

Игровые упражнения и словесные игры для дошкольников

 
В настоящее время в дошкольном образовании идет внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения.
 
Речевое развитие является одним из главных направлений этой работы. Наше дошкольное учреждение с 1995 года углубленно занимается художественной деятельностью дошкольников, и формированием базиса личностной культуры в целом. Мы отмечаем, что в последние годы развитие речи дошкольников имеет множество проблем (вливание в речь заимствованных терминов, слов и словечек из иностранных языков; зачастую отсутствие положительного примера взрослых в правильной грамотной речи; сокращение до критичного состояния домашнего чтения вслух народных и классических произведений и многое другое), угрожающих языку, а значит и культуре в целом.
Развитие речи дошкольников происходит во всех образовательных направлениях: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое и художественно- эстетическое. В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов по речевому развитию детей дошкольного возраста выделяются следующие задачи: Владение речью, как средством общения и культуры:
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
 
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
 
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Я считаю, что особенно успешно речевое развитие детей проходит на основе игровой технологии, как наиболее психологически комфортной для детей дошкольного возраста. Подробнее остановимся на использовании малых фольклорных форм, в частности пословиц и поговорок, в работе со старшими дошкольниками. Ни в одном жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно. Основа возникновения пословиц и поговорок едина - нравственный, социальный, трудовой, творческий опыт народа, художественные свойства и возможности русского языка. Разучивание с детьми пословиц и поговорок, обсуждение их смысла, отражение своих впечатлений в творческих работах способствует:
 
-развитию речи детей, особенно образной;
-наполнению пассивного и активного словаря;
-формированию устойчивого интереса к историческим корням народа, Родины;
-обогащению кругозора, эмоциональной сферы;
-творческой активности в различных областях.
 
Я предлагаю некоторые игры и упражнения для развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
 

Игровые упражнения и словесные игры на развитие образности речи старших дошкольников.

 

1. «Восстанови пословицу»

Цель : формировать умение продолжать пословицу по заданному началу.
Ход: воспитатель предлагает детям поиграть, называет начало пословицы, дети продолжают:
«Как аукнется……( так и откликнется)
«Любишь кататься…..( люби и саночки возить)
«Какие сами ……...( такие и сани)
«Будет терпенье…….( будет и уменье)
«Дружно не грузно ……( а врозь хоть брось)
«Трусливому зайке ……( и пенёк волк)
«За двумя зайцами погонишься……..( ни одного не поймаешь)
«Делу время ……( потехе час)
«Не рой другому яму ……( сам в неё попадёшь)
«Волков бояться ……..( в лес не ходить)
«Семь раз отмерь ……( один раз отрежь) и др.
 

2. «Назови в рифму»

Цель: упражнять в умении подбирать пословицу по рифмующимся словам.
Ход: воспитатель называет рифмующиеся слова, а дети подбирают к ним пословицу.
 
«руки - скуки» - «Умелые руки не знают скуки»
«терпенье – уменье» - «Будет терпенье, будет и уменье»
«труды – плоды» - «Какие труды, такие и плоды»
«лад-клад» - «Где лад, там и клад»
«читать – знать» - «Будешь книги читать – будешь всё знать»
«с водой – с травой» - «Апрель с водой, май с травой»
«калачи – печи» - «Любишь есть калачи, не сиди на печи»
«минутки – шутки» - «Не жалей минутки для весёлой шутки»
«сердит – болит» - «Кто зря сердит, у того голова болит»
«друзья – дня» - «Плохи друзья, коль до чёрного дня» «ленится – ценится» - «Кто ленится, тот не ценится»
«дело – смело» - «Сделал дело – гуляй смело»
«За правое дело стой смело»
«словам – делам» - «Не верь словам, а верь делам»
«тепло – добро» - «При солнышке тепло, а при матери добро» и др.

3. «Подбери поговорку»

Цель; развивать умение подбирать поговорку к заданному слову.
Ход : воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему такую поговорку, где это слово встречается.
 
Белка – «Крутится, как белка в колесе»
Гром – «Как гром среди ясного неба»
Кошка – «Знает кошка, чьё мясо съела»
Лиса – «Лиса хитростью берёт»
Козёл – «Пусти козла в огород»
Овца – «Паршивая овца всё стадо портит»
Лев – «Сонного льва не буди»
Лень – «Ленивому и лениться лень»
Гусь – «Как с гуся вода»
Синица – «Хвалилась синица море поджечь»
Беда – «Лиха беда – начало»
Сапог – «Два сапога пара»
Огонь – «Из огня да в полымя» Сверчок – «Знай сверчок свой шесток»
Лжец – «Лжецу и в правде не поверят» и др.
 

4. «Подумай и назови»

Цель: упражнять в умении подбирать пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные.
Ход: воспитатель предлагает подумать и назвать те пословицы и поговорки, в которых есть числа.
 
«Грозен Семён, а боится Семёна одна ворона»
«За д вумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»
«Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да быстро растает»
« Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»
« Одна пчела много мёда не наносит»
« Один в поле не воин»
« Одна рука в ладоши не бьёт»
«Трусливый сто раз умирает» « Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Старый друг лучше новых двух » « Два друга – мороз да вьюга»
« Два сапога – пара»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и др.
 

5. «Кто внимательный?»

Цель: упражнять детей в умении определять полярные семантические отношения слов в пословицах и поговорках; подбирать поговорки, в которых есть слова – антонимы.
Ход : воспитатель предлагает подумать и назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются слова с противоположным значением, выделять их из пословицы.
 
« Короткий счёт – длинная дружба»
« Старый друг лучше новых двух»
«И месяц светит, коль солнца нет»
«В темноте и гнилушка свет »
« Лето собирает, а зима съедает»
«Лев страшно , а обезьяна смешно »
« Добро помни, а зло забывай»
«Ученье – свет , а неученье – тьма»
«Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт»
«Ручка беленька , а душа тёмненька »
«С умным найти – с дураком потерять »
«Умеешь взять - умей и дать »
« Делу время, а потехе час»
«Не хвались началом , а хвались концом »
« Дружно не грузно, а врозь , хоть брось»
« Смелый там найдёт, где робкий потеряет»
« Сытый голодного не разумеет»
«Как аукнется , так и откликнется » «Лучше молчать, чем говорить и врать»
«Что посеешь , то и пожнёшь » и др.
 

6. «Назови по- другому»

Цель: формировать умение подбирать пословицу, близкую по смыслу заданной.
Ход : воспитатель называет пословицу, выясняет её понимание детьми, просит назвать другую пословицу с таким же смыслом.
 
1. «Любопытному на днях прищемили нос в дверях» - «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»
2. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» - «Труд человека красит, а лень портит», «Ленивому и лениться лень», «Лениться да гулять – добра не видать», «Любишь кататься – люби и саночки возить»
3. «Одна пчела много мёда не наносит» - «Один в поле не воин», «Одна рука в ладоши не бьёт», «Одинокое дерево и ветер валит»
4. «Волков бояться – в лес не ходить» - «Трусливому зайке и пенёк волк», «Воин сидит под кустом, да воет»
5. «Не хвались началом, а хвались концом» - «Не спеши языком – спеши делом», «Не переходи мост, пола не дошёл до него», «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь»
6. «Кто вчера солгал, тому завтра не поверят» - «Враньё не ведёт в добро», «Лжецу и в правде не поверят», «Врёт и глазом не моргнёт», «Не верь словам, а верь делам», «Лучше молчать, чем врать»
7. «Добро помни, а зло забывай» - «За добро плати добром», «И собака помнит, кто её кормит», Мир не без добрых людей», «При солнышке тепло, а при матери добро»
8. «Всяк сверчок знай свой шесток» - «Не в свои сани не садись», «Не зная броду не суйся в воду», «Не будь овцой, а то волк съест» и др.
 
 

7. «Закончи фразу»

Цель: продолжать учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от сочетаний меняют своё значение.
Ход : воспитатель предлагает закончить фразу:
 
1. Подушка мягкая, а скамейка жёсткая.
Пластилин мягкий, а камень твёрдый.
2. Ручей мелкий, а речка глубокая.
Ягоды смородины мелкие , а ягоды клубники крупные.
3. Кашу варят густую , а суп жидкий.
Лес иногда густой, а иногда редкий.
4. После дождя земля сырая , а в солнечную погоду сухая.
Покупаем картофель сырой , а едим варёный .
5. Купили свежий хлеб, а наутро он стал чёрствый.
Летом едим свежие огурцы, а зимой солёные.
Сейчас воротничок свежий , а завтра он будет грязный и др.
 

8. «Объяснялки»

Цель : применять принцип тематического отбора пословиц и поговорок при составлении сказок или рассказов детьми.
Ход : после обсуждения какой– нибудь пословицы воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ или сказку, в котором кто – то из героев мог сказать эту пословицу; дети могут нарисовать иллюстрацию к этой пословице.
Это упражнение рекомендуется использовать при ознакомлении детей с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок.
 
Детям могут быть предложены такие пословицы:
«У страха глаза велики»
«Трусливому зайке и пенёк волк»
«Кто зря сердит, у того голова болит» «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Какие сами, такие и сани»
«Одна пчела много мёда не наносит» и др.
 

9. «Кто больше вспомнит пословиц?»

Цель : упражнять в умении подбирать подходящие пословицы и поговорки по заданию взрослого, развивать память, воображение, художественные способности у детей.
Ход : воспитатель предлагает ребёнку подобрать пословицы к определённому литературному произведению, конкретному сказочному эпизоду, сюжетной картине, отражающей конфликтную ситуацию и т. п.
Другой вариант такого упражнения заключается в том, что взрослый даёт пословицу, разбирает её вместе с детьми, а затем предлагает нарисовать рисунок, придумать на основе этой пословицы короткую историю, сказочный эпизод.

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Разумова Наталья Сергеевна