Горбунова Вероника Владимировна
ГБОУ "Школа № 1005 "Алые паруса"
г. Москва
Воспитатель
Конспект занятий по ФЭМП для средней группы "Гости из леса к нам пришли"
Цель: развитие математических способностей. Развитие памяти, внимания, мышления, воображение, желания отвечать на вопросы воспитателя (развиваем речь).
Задачи:
-Учить понимать значение общего числа 3, полученного в результате счёта предметов, отвечать на вопрос- Сколько?
- Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) двигательным путём.
- Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.
Демонстрационный материал: двух-ступенчатая лесенка или полочки в виде лесенки (первая низкая - вторая выше). Три медвежонка (игрушка), три лисички (игрушка), «волшебный мешочек» (мешочек из не прозрачной ткани размером примерно 10-15 см), шар, куб, квадрат, круг, треугольник.
«Гости из леса к нам пришли»
Организационный момент. Знакомство с новым материалом.
1часть
Воспитатель: - «Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришёл из леса?» (ответ детей – «Лисички!»). Воспитатель ставит лисичек на нижнюю полочку или лесенку и уточняет у ребят, что необходимо сделать, чтобы узнать, сколько лисичек прибежало к нам в гости.
- Дети: – «Посчитать!» Или же если ребята затрудняются ответить, напомнить им, что необходимо посчитать лисичек. Воспитатель вызывает к доске 3-4 ребёнка поочередно, чтобы дети могли каждый самостоятельно посчитать, сколько лисичек прибежало. Воспитатель сначала сам показывает, как необходимо считать (указывая на каждую лисичку и делая обобщающий жест, выделяя итоговое число). Следит за счётом детей, чтобы каждый ребёнок указывал на каждый предмет, а в конце учит проговаривать итоговое число. Затем воспитатель предлагает поставить на нижнюю ступеньку полочки или лесенки столько медвежат, сколько и лисичек. Воспитатель считает медвежат, потом спрашивает у ребят: - «Сколько медвежат? «Что можно сказать о количестве медвежат и лисичек?» « По сколько их?» Дети вместе с воспитателем делают выводы «Медведей и лисичек поровну: два медведя и две лисички»
Воспитатель ставит ещё одну лисичку на полочку и обращается к детям:
- Ребята, к двум лисичкам прибежала ещё одна лисичка. Что мы должны сделать, чтобы узнать, сколько стало лисичек?
Дети: «Посчитать!»
Воспитатель вызывает к доске 3-4 ребёнка поочерёдно и просит посчитать, сколько лисичек и сколько медвежат.
Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, кто выходит к доске: «Сколько лисичек? Сколько медведей?»
- Итак, к нам в гости пришли сейчас 3 лисички и 2 медведя. Ребята, сравните, кого больше?» (Дети должны дать свой ответ, что лисичек больше, чем медведей).
Воспитатель : - 3 лисички и 2 медведя - сравните, кого меньше». (Дети должны дать свой ответ, что медвежат меньше, а лисичек больше).
Воспитатель: - Как сделать, чтобы наших гостей, лисичек и медведей, которые пришли к нам из леса, стало поровну?
Затем воспитатель обговаривает вместе с детьми способы добавления предметов для уравнивания медведей и лисичек.
Воспитатель вызывает ребёнка к доске и просит добавить ещё одного медведя. Воспитатель просит посчитать, сколько стало медведей?
Помогает формировать ответ в получение итогового числа. Затем вызывает ещё одного ребёнка и просит посчитать, сколько стало медведей? Ответ ребёнка должно содержать итоговое количество медведей. Затем воспитатель называя числа вновь считает лисичек и медведей, и вместе с детьми делает вывод о равенстве групп предметов. (Лисичек и медведей поровну)
Физ-минутка
Раз, два — стоит ракета (Руки вверх)
Три, четыре — самолет (Руки в стороны)
Раз, два — хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили.
Тик-так, тик-так,
Целый день вот так. (Руки на пояс, наклоны в право затем в лево).
2 часть
Игровое упражнение на закрепление изученного на прошлом занятии материала.
«Узнай что в мешочке».
Воспитатель показывает детям сначала шар затем куб. Уточняет у детей название форму, цвет, размер фигур. Уточняет чем отличаются эти фигуры друг от друга. Спрашивает по 3-4 ребёнка по каждому признаку геометрической фигуры.
Затем воспитатель кладёт фигуры в мешочек, и даёт детям поочередно ощупать мешочек, и уточняет у каждого ребёнка какую фигуру ребёнок нащупал и определил, обязательно дал свой ответ самостоятельно.
Воспитатель: - «Какую фигуру ты нащупал пальцами, рукой?» И так воспитатель должен проверить ответы детей.
Таким же образом выполняем и с кругом, и с квадратом, и с треугольником. Уточняем, чем отличаются эти геометрические фигуры друг от друга.
3 часть
Дидактическая игра на уточнение полученных знаний ранее.
«Поручение»
Воспитатель поочерёдно предлагает детям спрятать за спину правую и левую руку. Уточняет, какую руку они спрятали, какую показали. Ответы детей.
Воспитатель просит посмотреть что у детей находится с левой стороны, и что с правой стороны они видят. Воспитатель должен учитывать что в группе могут быть такие дети как «левша» с такими детьми необходимо работать индивидуально. Затем воспитатель просит встать детей со своих мест и просит их повернуться налево, а затем направо.
Воспитатель хвалит детей за выполнения поручения.
-«Занятие окончено всем спасибо!
- Давайте ребята похлопаем в ладоши и поблагодарим друг друга.
–Вы молодцы»