МАДОУ "Детский сад № 148"
г. Рязань
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы
Подготовила учитель – логопед Шитова Н.П.
Тема: «Урок для Буратино»
Цель: Закрепление понятий о согласных звуках, их отличительных признаках.
Задачи:
Образовательная задача. Знакомство со звуками [б], [б‘], буквой Бб. Формирование понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движениями.
Воспитательные задачи. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: Магнитная доска, наборное полотно, игрушка Буратино, интерактивная доска, планшет для песочной анимации, карандаши, полоски и кружки по числу детей.
Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Буратино».
Ход занятия:
- 1. Организационный момент. Дети стоят на ковре в кругу. Логопед показывает им игрушку Буратино.
Логопед. Ребята, посмотрите кто у нас сегодня в гостях.
Дети. Буратино.
Логопед. Верно. Он хочет научиться читать, но букв не знает. И просит, чтобы мы ему помогли. Поможем?
Дети. Да.
- 2. Основная часть
Логопед. Сегодня как раз мы будем знакомиться с новой буквой, а с какой вы мне сейчас сами скажете. Давайте повторим имя нашего гостя и выделим в нем первый звук (Дети произносят хором слово Буратино).
Дети. Первый звук [б].
Логопед. Верно. Давайте еще раз произнесем этот звук. Обратите внимание, когда мы произносим его, то губы у нас смыкаются. Значит, для прохождения воздуха есть преграда из губ. Как вы думаете какой звук [б] гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Да, его нельзя петь, потому что во рту есть преграда. Какой он звонкий или глухой (дети кладут руку на горло и произносят еще раз этот звук).
Дети. Звонкий.
Упражнение «Будь внимательным!»
Логопед. Молодцы. Сейчас давайте поиграем. Я буду произносить разные звуки, потом слоги и слова. Когда вы услышите звук [б], нужно топать ногами.
Для упражнения используется следующий материал: у, п, т, б, ч, в, ба, ма, ра, бо, му; бак, бок, сок, кобура, лак.
Молодцы! Вы были очень внимательными. Сейчас давайте пройдем за столы (дети подходят к своим стульчикам, логопед сажает Буратино около доски).
Упражнение «Назови слово»
Логопед. Сейчас вы вспомните и назовите слова, в которых есть звук [б]. Кто называет, тот садиться на свой стульчик.
Дети. Бык.
Дети. Бак.
Дети. Бант. И т. д.
Логопед. Молодцы. Все справились с заданием. Сейчас внимательно послушайте стихотворение:
Беляши, блины, баранки,
Булки, бублики, бисквит,
Как не угоститься Борьке,
Очень вкусно всё звучит.
В каких словах стихотворения есть звук [б]?
Дети. Беляши, блины, баранки, булки, бублики, бисквит, Борьке,
Логопед. Молодцы. Посмотрите, а вот и сама Буква Б к нам пришла (появляется слайд с изображением буквы). Это большая и маленькая буква Бб, она обозначает два звука [б], [б‘]. Синим кружком обозначаем твердый согласный звук [б], а зеленым – мягкий согласный звук[б‘]. Сейчас мы поиграем с вами в игру прятки. Берем полоски и кружки. Помните если звук в слове находиться в начале, кладем кружок в начало полоски, в середине – на середину полоски, в конце – кладем в конец. Смотрим на экран (на экране появляются картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [б], [б‘]).
Дети. В слове бутылка звук [б] стоит в начале.
Дети. В слове каблук звук [б] стоит в середине и т. д.
Логопед. Молодцы. Сейчас давайте немного разомнемся.
Физкультминутка:
Буратино шел – шел Дети маршируют на месте
И грибок нашел.
Раз нагнулся, два нагнулся Наклоны вперед
И тихонько потянулся. Поднимаются на носочках, руки вверх.
Потом сел, посидел, Присели на корточки
По сторонам посмотрел. Крутят головой в разные стороны.
Встал, поморгал Встают и моргают глазами.
И опять зашагал. Маршируют.
Логопед. Молодцы. Следующее задание у нас такое – это игра «Лишняя картинка». Вы должны определить, какая картинка лишняя (появляется на экране следующий слайд). Посмотрите, что изображено.
Дети. Изображены: банан, груша и баклажан. Лишняя груша, потому что в названии нет звука [б].
Логопед. Правильно. Смотрим следующий слайд.
Дети. Изображены: белка, бинокль, бумага. Лишняя бумага, потому что в словах белка и бинокль первый звук [б‘], а в слове бумага [б].
Логопед. Молодцы. Справились с этим заданием. Теперь давайте почитаем. Смотрим на экран (на экране появляются слоги, дети поочереди читают их)
Дети. Ба.
Дети. Бо.
Дети. Бу.
Дети. Би.
Дети. Бак и т.д.
Логопед. Молодцы. Ребята, а теперь давайте встанем и подойдем к нашему песочному планшету. Сейчас вы здесь напишите букву Б. Но сначала давайте посмотрим из каких элементов состоит эта буква.
Дети. Буква состоит из длинной палочке, полукруга и короткой палочки.
Логопед. Правильно. Сначала мы пишем длинную палочку сверху вниз, потом полукруг внизу справа от палочки и короткую палочку вверху справа.
Дети пишут букву самостоятельно на песочном планшете.
Логопед. Все запомнили, как пишется буква? Сейчас садимся на свои места и берем в руки карандаши. Делаем упражнения для пальцев рук с карандашами. Раскатываем карандаш между двух ладоней -10 раз. Раскатываем карандаш между кончиками пальцев – 10 раз. Держим карандаш в правой руке большим и указательным пальцем, большим и средним, большим и безымянным , большим и мизинцем и обратно. Молодцы, а теперь приступаем к работе в тетрадях, пишем с вами букву Б .
Логопед. Давайте выполним с вами последнее задание.
Упражнение «Расшифруй слово»
Логопед. Посмотрите на экран. Здесь зашифровано слово, его можно отгадать по первым звукам, каждого слова (слайд на экране с картинками: бык, апельсин, ножницы, торт)
Дети. Здесь зашифровано слово бант.
Логопед. Верно. Теперь давайте запишем это слово в тетрадь и разберем это слово.
Дети. В слове бант: первый звук [б] – согласный твердый, обозначаем синим кружком, звук [а] – гласный, обозначаем красным кружком, звук [н] – согласный твердый, обозначаем синим кружком, звук [т] – согласный твердый, обозначаем синим кружком. В слове четыре звука, один слог.
3.Заключительная часть.
Логопед. Молодцы. Вы сегодня хорошо работали и я думаю, Буратино, запомнил букву с которой мы сегодня знакомились. Но все равно давайте еще раз повторим, чем мы сегодня занимались (дети перечисляют). Буратино, приходи к нам на занятия еще и ты непременно научишься читать и узнаешь все буквы.