Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1946 Доклад "Особенности развития игровой деятельности у детей раннего возраста"

Опубликовано 25.01.2017

Козлова Елена Валерьевна

ГКУЗ МО«Фрязинский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» г. Фрязино, Московская область

воспитатель

Доклад "Особенности развития игровой деятельности у детей раннего возраста"

СКАЧАТЬ

 

 

 

На протяжении второго и третьего года жизни совершенствуются и становятся более целенаправленными основные движения: ходьба, бег, лазание, бросание. Кроме того, происходит дальнейшее развитие целевых действий с предметами, в ходе которых дети познают их основные свойства - цвет, форму, величину и др. Постепенно игра приобретает отобразительный характер. Начиная с 1 года 3-4 месяцев ребенок, играя, сначала повторяет то, что ему показывают взрослые. Если мама продемонстрирует, как она кормит мишку и укладывает спать куклу, то сначала ребенок будет кормить только мишек и укладывать спать только кукол. Но постепенно он начнет переносить известное ему действие на другие игрушки, например, кормить не только мишку, но и куклу, зайца, собаку и др. С 1 года 6 месяцев ребенок начинает отображать в игре не только то, что было показано мамой, но и то, что он сам наблюдает в окружающей жизни. На третьем году жизни отобразительные игры усложняются, появляется воспроизведение действий, которые дети могут видеть довольно редко (катание на лыжах, покупка продуктов в магазине).      

В конце третьего года жизни отобразительная игра переходит в изобразительную (ролевую) или сюжетно-отобразительную игру, в которой ребенок начинает играть определенную роль, воображая себя каким-то другим персонажем.                        

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия. Ребёнок накапливает самостоятельный игровой опыт, который позволяет ему в дальнейшем разыгрывать более сложные сюжеты, опирающиеся не только на «бытовой» опыт, но и на содержание потешек, сказок, музыкальных спектаклей, детских мультфильмов, песен.                                                                 

В процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок, у  ребёнка формируется интерес к театрализованным играм. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.                       

Основные направления развития театрализованной игры у детей раннего возраста состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
    • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
    • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.                                                                                          Задачи и содержание работы.

Что же необходимо учитывать воспитателям и педагогам для того, чтобы у детей появились предпосылки для развития игровой театральной деятельности? Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся  в  процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.                                                                                                              

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Рекомендуются следующие ступени работы с детьми:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  • Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам(В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.                                                        Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

1.Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

  1. Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
  2. Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми раннего возраста, как и с детьми других  возрастных групп, требует учета основных принципов организации театрализованной игры.                              

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.              

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.                                                                 3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

И последнее. Занимаясь с ребенком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать игры-занятия, помните:

  • Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.
  • Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.                                           Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца, так как у него уже  формируется более ясное представление о цели игры, которую он теперь уже строит более или менее последовательно.
  •  А после этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.

Список литературы:

  1. Акулова, О.В. Театрализованные игры в ДОУ. [Электронный ресурс]. 2009-2015. URL: http://www.o-detstve.ru
  2. Сайт для работников дошкольного образования. [Электронный ресурс]. 2013-2015. URL: http:// www.ivalex.vistcom.ru