Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1941 "Формирование готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации"

Опубликовано 24.01.2017

Кузнецова Александра Николаевна,  

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 Копейского городского  округа Челябинской области (Челябинская область, город Копейск)

Старший воспитатель.
"Формирование готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации"

СКАЧАТЬ (полная версия с таблицами)

 

                                                                               

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные организации  (далее ДОО) перестраивают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами: Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Приоритетный национальный проект «Образовaние»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»», Федеральные государственные стандарты  дошкольного образования и другие. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOО, а также педагогических технологиях. Следовательно, образовательный процесс в ДOО должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Ключевой фигурой в образовательном процессе дошкольной организации является воспитатель, роль которого значительновозрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания, такие как проектнаядеятельность. Он должен обладать не только знаниями и опытом в этой области, но и необходимым набором профессиональных компетенций. Мы неоднократноподчёркивали важность знаний и практических навыков в использовании педагогом проектной деятельности. В связи с этим возникает необходимость созданиядейственной и эффективной структуры методической помощи воспитателю.

 Она должна быть научноорганизованной, системной, целенаправленной, то естьспособствующим его постоянному личностному профессиональному развитию. Управляемый качественный рост профессионального мастерства при созданиипроектов каждого педагога и расширение педагогических возможностей всего коллектива – главные ориентиры методической работы ДОО.                                                                                       

Готовность педагога к проектной деятельности особым образом актуализируется в системе дошкольного образования детей, характеризующейся  вариативностью, интенсивностью инновационных процессов. Проектная деятельность выступает в качестве необходимого условия личностных достижений, как воспитанников, так и педагогов.

Однако у педагогов дошкольного образования имеются трудности, связанные с разработкой и реализацией индивидуальных и коллективных образовательных проектов, обусловливающих качество и эффективность образования, инновационный характер деятельности. В связи с чем формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса является педагогической проблемой и определяет необходимость ее анализа.

Целью создания и реализации модели готовности педагога к проектированию образовательного процесса стала совокупность педагогических условий формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Исходя из цели исследования, наша  работа была направлена на решение следующих задач:  

1. Выявить состояние готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

2. Практически реализовать разработанную  модель формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в практики работы дошкольной образовательной организации.

3. Апробировать совокупность педагогических условий формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Решение данных задач предполагает проведение определенного исследования динамики уровневых показателей готовности педагогов проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в практической  реализации разработанной  модели, обеспечиваемой совокупность педагогических условий.

Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач педагогического исследования  использовался комплекс методов:

  • педагогический эксперимент;
  • диагностические (анкетирование, тестирование);
  • прогностические (экспертные оценки, самооценка);
  • моделирование (метод модельных конструкций);
  • эмпирические (анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение работы педагогов, анализ  программной документации);
  • метод математической статистики.

 Работа проводилась в три этапа.

Первый этап (2014-2015 гг.) - был связан с изучением философских и психолого-педагогических трудов отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих основные теоретические аспекты проблемы исследования; осуществлялся анализ состояния проблемы педагогического проектирования в научно-методической литературе и специфика реализации рассматриваемых идей в образовательной практике; проводился отбор эмпирического материала, обобщение передового педагогического опыта, критический анализ существующих образовательных подходов и технологий актуализации внутренней мотивации профессионального развития педагога; на основе изучения научной литературы и обобщения педагогической практики определялись основные образовательные направления формирования готовности педагога как интегративного профессионально-личностного качества; выявлялась специфика педагогического проектирования сопряженных образовательных программ, формулировались цель, гипотеза, задачи исследования, обосновывались педагогические условия.

Второй этан (2015-2016 гг.) На втором этапе выявлялись педагогические условия, разрабатывалась и апробировалась  модель формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации; осуществлялась опытно-поисковая работа, в ходе которой производилось уточнение рабочей гипотезы.

Методы исследования: анкетирование, тестирование, наблюдение, обработка данных, формирующий эксперимент.

Третий этап (2016-2017 гг.) -  связан с внедрением  модели формирование готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в образовательное пространство повышения квалификации педагогов, систематизацией и обобщением результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной части исследования, оформлением магистерской работы и автореферата.

Подготовка к данной работы предполагала:

  1. определение предмета и цели эксперимента;
  2. выбор объекта экспериментальной работы и теоретическое обоснование ее проведения;
  3.  выбор конкретных методик для изучения уровня готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
    1. выявление профессиональных и личностных мотивов педагогов в контексте рассматриваемой проблемы;
    2.  определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте по влиянию соответствующих педагогических воздействий.

      Формирующий этап эксперимента был связан с внедрением разработанной  модели формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и апробации совокупности педагогических условий. В процессе данного этапа были использованы:

1. отбор содержания экспериментальной работы;

2. проверка совокупности педагогических условий, определяющих эффективный характер исследуемого процесса;  

3. фиксирование данных о ходе эксперимента.

  В процессе третьего этапа - аналитико-результативного -  осуществлялись:

-анализ полученных экспериментальных данных;

-статистическая обработка результатов эксперимента;

-конечная диагностика уровня готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;

- осмысление и аналитическая интерпретация полученных материалов и выводов.

      С учетом перечисленных психолого-педагогических принципов и требований  были использованы   методики диагностики готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации:

- анкета  выявление уровня владения педагогами проектным методом (приложения 1);

-анкета для самооценки потребности в развитии умение проектировочной деятельности (приложения 2);

- опросник для изучения сформированности проектировочных умений и мотивации решение актуальных педагогических проблем, самооценка степени взаимодействия педагога и воспитанников (приложения 3,4).

Изучая самооценку  потребности педагогов в развитии умений проектировочной деятельности (анкета для самооценки личностно - индивидуальных  потребностей в развитии умений проектировочной деятельности (приложения 2), показал, что 75% педагогов испытывают данную потребность, 17% - не испытывают и  8% педагогов не определены в данном направлении.

Анкетирование  по­зволило определить профессиональные затруднения педагогов в  проектной деятельности: в выборе объекта, в определении этапов и форм проектирования, в выстраивании целеполагания, в выявлении и формулировании проблемы и противоречия, в концептуальном обосновании проектов,  в определении ресурсов проектирования, в умении пла­нировать и представлять результат практической деятельности; в оценке ре­зультатов, исходя из первоначальных целей, в проектировании системы кон­троля.

Диагностика уровня сформированности проектировочных умений педагогов, мотивов педагогической деятельности, успешное формирование готовности к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, осуществлялась по  опроснику (приложения 3,4).

      Наряду с письменным анкетным опросом в качестве диагностических методов использовались наблюдения, анализ планирующей документации, методику сравнения самооценки и экспертных оценок.

На основании использования этих методов были  получены следующие данные:

-18% педагогов затрудняются в правильной постановке целей занятия;

-73% педагогов планируют занятия «по трафарету», проводя их  в традиционной форме;

- лишь 9 % педагогов используют на занятиях методы проблемного обучения, методические приемы, активизирующие самостоятельную деятельность детей, развивающие творческую инициативу.

Выяснилось, что 67 % педагогов  нуждаются в дополнительных знаниях по общим вопросам проектирования, 82 % - в знаниях педагогического проектирования, обеспечивающих эффективность процесса воспитания, и 54 % - в знаниях по вопросам педагогического проектирования развития личности ребенка.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что уровень готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в общем соответствует начальному уровню готовности. Существенным недостатком в работе педагогов является то, что он обычно ограничиваются реализацией типовых программ дошкольного образования  при формировании у воспитанников определенных знаний, умений, навыков; работой, в которой преобладает  исполнительский  характер деятельности.

    Педагоги, как правило, не привлекают детей к планированию целей занятия, а сообщают им их. Выше указанные обстоятельства, а также установка образовательной деятельности на передачу детям только знаний, а не всесторонне их воспитание и развитие; низкая теоретико-практическая подготовка к проектированию образовательного процесса; научно-познавательная активность педагогов, высокая потребность педагогов в получение знание и развитие умений проектировочной деятельности выявило необходимость в создании и реализации системы работы по формированию готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В свете решение этой проблемы была реализована модель исследуемого явления (1.З.), процесс и реализация которого мы представим в следующем параграфе.

   Эффективными формами работы с педагогами, как показала практика, явились: лекции - способствующие накоплению теоретических знаний по проблеме педагогического проектирования; семинар - погружение - актуализирующий интересс  педагогов, к  проблеме  проектирования, обусловленный начальным уровнем готовности, цели, смысла образовательной деятельности, позиции педагога и т.д.; проектные семинары - способствующие разработки проектных идей, в которых педагог пробует разрабатывать замыслы организации проектирования педагогической деятельности; семинары - рефлексия - способствующие включению педагога в рефлексию проектной деятельности, педагог работает с ее содержанием, этапами, результатами, особенностью ее организации на разных этапах; педагогически мастерские - способствующие освоению педагогами способов и приемов проектирования образовательного процесса, вовлечение педагогов в построение проектного действия на основе имеющегося педагогического опыта; временные творческие группы – способствующие  организации  исследовательской деятельности педагогов, связанно с разработкой образовательных проектов, педагогической диагностикой; методические семинары - расширяющие теоретические знания педагогов о сущности и способах проектирования образовательного процесса.

    Интерактивные  игры «Совместный поиск», «Мозговой штурм » в системной совокупности с другими дидактическими средствами использовались нами для решения важнейших задач стимулирующе - мотивационного этапа процесса формирования  у педагогов потребности в освоение приемов педагогического проектирования, информирования и субъектно-объектные отношения с воспитанниками.

      Кроме того, эти приемы, помогали снять тревожность педагогов, обеспечивали и психологический комфорт, способствовали заинтересованному взаимодействию участников и интенсивным межличностным  контактам. Важнейшей задачей первого этапа формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса конструирования и реализация последовательности ситуации оценки и самооценки опыта и педагогической деятельности.

 С помощью диалога, ретроспективного анализа, рефлексии, игровых и интерактивных форм обучения создавались ситуации самооценки опыта, поиск смысла, ценностного профессионального выбора и присвоения продуктивных вариантов проектировочной деятельности.

 Результаты диагностики и самооценки опыта работы у педагогов вызывали  искренние  переживание,  выявленное несоответствие собственного уровня готовности к проектированию образовательного процесса той «идеальной модели», которую они мысленно построили, опираясь на предложенные и диагностические критерии, и воочию увидели в ситуациях презентации успешный опыт проектировочной деятельности.

Таким образом, задачи  мотивационного этапа  были решены, что позволило перейти к следующему этапу процесса формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса - деятельностному.

С учетом достигнутого состояния уровней готовности педагогов к проектированию образовательного процесса общую цель второго, деятельностного этапа опытно-экспериментальной работы можно представить как упорядоченную систему следующих задач:

-закрепить позитивные мотивы педагогов, связанный с осознанием ими потребности в овладении проектировочными знаниями, умениями, навыками;

- сконструировать и реализовать личностно-ориентированные ситуации.

Согласно представленной модели в процессе формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации  предметом преобразования является собственно педагогический опыт. Он должен быть осмыслен, преобразован в знания и способы проектировочных действий и далее представлен в такой текстовой форме, которая отвечала принятым нормам и способствовала восприятию содержания  другими педагогами.

    Информационная среда  МДОУДС, обогащенная в ходе экспериментальной работы, содержала всю необходимую предпроектировочную  информацию, для определение успешной проектировочную деятельность педагогов. Педагоги получали квалифицированную помощь в подборе необходимых материалов для проектирования образовательного процесса по требуемому направлению деятельности, консультации и помощь  в целеполагании собственной педагогической деятельности, в отборе средств, методов работы с  воспитанниками; в проектирование образовательных программ дошкольного образования и других форм проектирования образования, воспитания и развития детей.

   Педагогам была  предоставлена   информация о социальном заказе на образовательные услуги, о степени удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в учреждении. Педагог-психолог помогал педагогам МДОУ рекомендациями к осуществлению педагогической деятельности с воспитанниками.

     Обогащенная информационная среда МДОУ благотворно влияла на освоение педагогами образовательных систем, сущности и целей дошкольного образования детей; способствовала накоплению опыта проектировочной деятельности, связанного с удовлетворением потребности в приобретение знаний и развитие умений педагогического проектирования.

по различным проблемам дошкольного образования детей.

В качестве основного средства формирования готовности педагогов к проектированию образовательного процесса  рассматривались создание  личностно-ориентированных ситуаций, реализуемых через такие разновидности ситуаций, как: ситуации-упражнения, ситуации-проблемы. Организационной формой их конструирования на данной стадии стали деловые и ролевые игры, моделирование  ситуаций в образовании, ситуационный анализ, лекции-диалоги.

Ведущим  методом активной личностно-ориентированной подготовке была избрана  деловая  игра,  особенностью которой является,  то   что  педагог выступает активным субъектом, а не пассивным исполнителем. Использование этого принципа позволяло осуществлять формирования готовности педагогов к проектированию образовательного процесса.

Наряду с перечисленным,  был  применён  метод ситуационного анализа, который представляет педагогам возможность принимать решения в условиях, близких к реальности, что является важным фактором формирования готовности педагогов к проектированию образовательного процесса.

Игра  использовалась как один из способов конструирования  личностно-ориентированных ситуаций на различных этапах процесса формирования готовности  педагогов  к проектированию образовательного  процесса в дошкольной образовательной организации.

При использовании игр в процессе экспериментальной работы  учитывались:

-опыт педагогов, и реальные затруднения в деятельности, связанные с проектированием образовательного процесса;

- условный характер учебных игр и связанное с этим упрощение ситуаций.

Логика игр складывается из последовательности взаимосвязанных этапов, каждый из которых является организационной формой личностно - ориентированных ситуаций (рефлексии, упражнений и др.). В ходе игр создаются условия для анализа собственного опыта работы в дошкольной образовательной организации и для расширения знаний и развития умений педагогического проектирования, возможности их творческой реализации в ситуациях межсубъектного взаимодействия на определяющем уровне готовности.

Педагоги активно включались в диалоги, обсуждения, дискуссии,  открывали для себя преимущества диалогических форм взаимодействия, начинали ощущать профессиональное удовлетворение от командной работы  и в совместной выработки  решений, благодаря чему менялась профессионально-личностная установка на субъект-субъектное взаимодействие, ценностно-личностные отношения, поиск взаимопонимания.

Таки образом, главные изменения на втором этапе процесса формирования готовности, были связаны с развитием когнитивного и операционально-деятельностного компонентов  готовности. Нам данном этапе проектировались и отрабатывались действия по освоению приемов нового поведения - педагогического проектирования - и осмысления возможных альтернатив прежнему профессиональному опыту.

Выводы, полученные на втором этапе экспериментальной работы, стали основанием для определения задач третьего, рефлексивного, этапа.

На рефлексивном этапе педагоги выполняли ряд учебных заданий и готовились к творческому отчету в форме защиты проекта образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Процесс выполнения педагогами всех учебных заданий, предусмотренных реализацией  модели формирования готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, порождая в учреждении новое пространство отношений участников совместной деятельности, что, в свою очередь, способствовало возникновению в учреждении особой ситуации, требующей от педагога способности проектировать образовательный процесс в соответствии с социальным  заказом на образовательные услуги и мотивами образовательной деятельности воспитанников.

    Процесс формирования готовности педагоги оформляли свои проекты образовательного процесса в форме авторской программы дошкольного образования по соответствующему образовательному направлению деятельности.

     При этом проектировочная деятельность педагогов характеризовалась высокой степенью самостоятельностью принимаемых решений, автономностью и профессионального поведения. 

Выявленная нами совокупность педагогических условий оптимизировала формирования готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в учреждении.