Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1940 Статья "Использование игровых технологий с младшими дошкольниками".

Опубликовано 24.01.2017

Лебедева Эльвира Моюровна
МДОУ № 14

г. Черемхово

Воспитатель
Статья "Использование игровых технологий с младшими дошкольниками".

 

 

Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников.  Необходимость использования игровых технологий обусловлена следующими причинами:

- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.)

В младшем школьном возрасте дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию воспитателя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

                Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.

               Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Я поставила перед собой задачу: организовать работу по развитию детей на основе игр, развивающих мышление до такого уровня, что ребёнок смог бы успешно обучаться в дальнейшем и другим наукам.
Таким образом, выбрав игровые технологии за основу своей деятельности я определила следующие направления в работе:
• подбор игровых технологий в формировании математических представлении детей дошкольного возраста;
• составление плана работы по интеллектуальному развитию детей через использование игровых технологий, методов и приёмов в непосредственной образовательной деятельности.
• подбор и изготовление дидактических материалов и пособий, подбор дидактических игр, игр с правилами, направленных на развитие интеллектуальных способностей из современных игровых технологий интеллектуального развития дошкольников Б.Н.Никитина, В.В. Воскобович, Т.А. Сидорчук, Г.С. Альтшуллером;
• создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие познавательных интересов, способствующей творческому самовыражению каждого ребенка;
Формы организации работы: систематичность и доступность, смену деятельности);
• совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной форме (подгрупповая, индивидуальная работа);
• совместная самостоятельная деятельность самих детей;
• работа с родителями.

Мы начинали с разработки уголка математических игр, оборудованный необходимым учебно-игровыми пособиями, подходящими данному возрасту. Старались организовать образовательную деятельности детей в области математического развития. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты. В этом году, став старше, мы пополняем развивающую среду счетными палочками; наборами геометрических фигур и т. д. Реализацию намеченного плана я осуществляю по средствам игровых и учебно-игровых пособий, таких как: доски Войскабовича, которые мы самостоятельно изготавливаем вместе с родителями, и они являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Эти пособия мы используем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Например, набор геометрических блоков состоит из фигур, различающихся по форме, цвету, и размеру, а, следовательно, характеризуются тремя свойствами: цветом, формой, размером. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Более того, используя игры с геометрическими фигурами, развивая у детей способность действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

При планировании и организации НОД, для активизации мыслительной деятельности и повышения интереса у детей учитываю тематику совместной работы по математике, придумываю различные учебно-игровые ситуации. Гостями НОД были герои, которым ребята помогали разобраться в сказочной ситуации: считали предметы, называли геометрические фигуры, раскладывали дорожки по длине, решали логические задачи, использовался и прием намеренных ошибок, т. е. неправильных ответов гостей занятия, что помогло развить мыслительные процессы.
В такой совместной работе закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная активность.
Много времени уделяется организации игр в свободное время. Все игры условно разделены по временным отрезкам режима дня в детском саду.
Например, ситуации «ожидания» между режимными моментами, паузы после игр большой физической нагрузки можно использовать для проведения игр «Умные минутки». Такие игры проводятся со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития. Это могут быть словесно-логические игры и упражнения типа:
1. Узнавание предметов по заданным признакам.
2. Сравнение двух или более предметов.
3. Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
4. Логические задачи.
Подобные игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.
В утренние и вечерние отрезки времени организую как игры, направленные на индивидуальную работу с детьми с низкими показателями развития и, наоборот, игры для одарённых детей, так и общие. Дети, испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии (особенно в младшем и среднем возрасте). Поэтому игры для сенсорного развития занимают большое место в работе с этими детьми и. как правило, дают хороший результат.