КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ДОУ
Коршунова О.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №7
д/с «Звездочка», зам. зав. по методической работе
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Применение информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает мышление, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения.
Готовность педагога к инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) является внутренним условием его профессиональной творческой самореализации. Сегодня, когда заработали механизмы внедрения инноваций в образовательные учреждения (использование ИК технологий, использование метода проектов, портфолио педагога, современные образовательные программы), педагогическая наука пришла к идее об органичном сосуществовании режимов функционирования и развития традиционного и инновационного обучения. Для обеспечения качественного диалога между дошкольным учреждением и социумом, распространения информации о содержании деятельности ДОУ используется современная электронная технология – представление информации на сайте. Феномен инновации и творчества превращается в естественную составляющую учебно-воспитательного процесса развивающегося образовательного учреждения, позволяет создавать единое образовательное пространство «Детский сад – семья». В последние годы мы сместили акценты в своей работе в сторону открытости, формирования новых традиций и ценностей, стереотипов. Сдвиги в корпоративной культуре нашего учреждения начались с изменения в организационном климате. Поощряется поиск, инициатива.
Я считаю, что очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. При использовании современных технологий не важен стаж работы педагогов и образование, а необходимо желание и стремление освоения ИКТ. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.
Проведя беседу с воспитателями ДОУ, мы сделали вывод, что в нашем учреждении работает трудоспособный, высокопрофессиональный коллектив воспитателей и специалистов, готовых к инновационным преобразованиям, активному профессиональному взаимодействию с родителями как непосредственно, так и через сайт, обладающий умением проектировать свою работу и достигать запланированного результата.
И самое важное, что удалось выявить: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
Опираясь на полученные результаты, основной целью методической деятельности с педагогическими кадрами мы определили повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачами, ориентированными на реализацию обозначенной цели мы определили:
- Выявление базового уровня ИКТ - компетентности педагогов.
- Разработка системы консультативной методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.
- Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.
В соответствии с обозначенными задачами, первым этапом нашей работы явилось выявление базового уровня ИКТ – компетентности педагогов. Для этого мы провели тестирование; индивидуальное собеседование; изучили адресные заявки, содержащих индивидуальные запросы по созданию информационных блоков для родителей, обсудили, как собирать и подготовить для сайта информацию.
В 2013 -2014 учебном году в нашем ДОУ была организована работа по следующей годовой задаче: «Организовать образовательный процесс в ДОУ в соответствии с ИКТ дошкольного образования». Был проведен семинар – практикум на тему: «Использование ИКТ в непосредственной деятельности с детьми дошкольного возраста». В помощь воспитателям были проведены консультации: «Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми», «Использование ИКТ в учебном процессе и сотрудничестве с семьей». Были просмотрены открытые мероприятия, с применением мультимедийного аппарата: «Пришла весна. Прилетели птицы», «В гости к Биму и Бому», «Дельфины в море». На педагогическом часе воспитатели заполнили анкету на тему: «Уровень знаний педагогов об информационно – коммуникативных технологиях». Проанализировав анкеты можно сделать вывод: что воспитатели применяют в образовательном процессе технические средства обучения, используют ИКТ при подготовке к занятиям, для самообразования, а также для досугов и развлечений с детьми. Считают, что использование информационно – компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их. Благодаря приобретенному мультимедийному оборудованию перед педагогами открылись широкие возможности использование ИКТ при работе с семьями, при участии в методической работе детского сада.
При анализе результатов анкетирования и собеседования были выявлены недостатки в использовании ИКТ в работе педагогов ДОУ:
- Компьютер и Интернет чаще используется в личных целях для хранения информации (фотографий, курсовых работ и пр.), для общения в социальных сетях с родителями и друзьями, реже для поиска научно-методической информации.
- Цифровой фотоаппарат используют все педагоги для фотографирования детей в режимных моментах, а как оформить наработанный материал в консультацию для родителей – педагоги затрудняются.
- Педагоги испытывают трудности при создании презентационного материала, не могут воспользоваться возможностями программы PowerPoint.
- Не часто, но используется видеокамера и некоторые педагоги создают фильмы о детях в качестве подарка на выпускной.
- Недостаточная методическая подготовленность педагога.
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в профессиональной деятельности
- Бесплановость, случайность применения ИКТ.
- Следует отметить, что не в полной мере созданы условия в ДОУ для использования ИКТ, а также возникают при использовании ИКТ проблемы, такие как сбой интернета, отсутствие экранов и проектов на группах.
Анализ полученных данных позволил нам выделить 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем как сформированности навыков работы на компьютере, так и осознания значимости использования информационных технологий как в образовательном процессе, так и в системе непрерывного повышения педагогической компетентности.
В практику работы старшего воспитателя мы включили некоторые формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации, мастерства и повышения их ИКТ-компетентности :
- недели педагогического мастерства – привлечение к проведению презентаций;
- мастер-классы;
- педагогические мастерские и наставничество;
- обучающие семинары («Текстовый редактор Microsoft WORD», «Создание презентаций в MS PowerPoint», «Использование анимации в PowerPoint», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта»).
- работа в паре (Работая над темой педсовета «Проектная деятельность в ДОУ», педагоги освоили технологию создания презентаций, информационных буклетов, в которых размещают визитные карточки своих групп, тематические материалы, рекомендации для родителей).
Наличие сайта в нашем дошкольном учреждении и необходимость наполнять его информацией подталкивало вперед эту работу с педагогами по изучению ИКТ, так как практически все информационные продукты, созданы педагогами для работы внутри ДОУ с одной стороны, являются рекламным материалом их профессиональной деятельности и элементами работы с родителями – с другой. Создание сайта способствовало так же:
— увеличению числа людей, которые могут получить достоверную информацию из первоисточника;
— реклама своей деятельности, позволяет сделать более привлекательным дошкольное учреждение;
— быстрое и простое проведение презентации ДОУ большому числу пользователей.
И это обоснованная работа. Наш сайт в среднем ежемесячно посещает около трехсот человек. И эта цифра увеличивается. Посетители сайта смотрят нашу информацию, запоминают ее, пользуются ею. Нам есть с кем работать через сайт, так как это – наши читатели, в сознание которых именно мы закладываем отношение к дошкольному учреждению, знания об особенностях детей и успешных формах взаимодействия с ними.
В настоящее время многие детские сады вынуждены задуматься о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появилась возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентоспособности.
Одной из главных наших задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. Детский сад предоставляет детям возможность развиваться разносторонне, а взрослым – проявить себя профессионально.
В течение года педагоги выполняли интересную работу и с успехом учились пользоваться информацией. При этом мы нацеливали педагогов рассматривать себя как «лицо» учреждения, по которому судят о ДОУ в целом. Каждый член коллектива имеет свой профессиональный имидж, и в то же время всех – и руководителей, и педагогов, и младший обслуживающий персонал – объединяет общий имидж: внешний вид, культура общения, интеллект, приветливая улыбка, привлекательность манер поведения, гордость за своё учреждение и воспитанников. Эти принципы мы постарались заложить в содержание нашего сайта. Эти же аспекты были рассмотрены на консультации-практикуме «Имидж педагога ДОУ».
Конечно, пришлось нам кардинально поменять стиль и формы общения с родителями воспитанников, учились по – новому выстраивать родительские собрания. У нас появилось больше практического материала, показы детской деятельности, беседы за чашечкой чая, обмен опытом воспитания среди родителей, благотворительные ярмарки и концерты, театральные фестивали с привлечением родителей, а как сплачивает совместная работа на субботниках: убираем и облагораживаем территорию участков, строим снежные городки! Есть родители, которые участвуют, а есть, которые могут посмотреть о нашей интересной жизни материалы сайта. Благодаря комплексной работе, у родителей появилась возможность увидеть, как непросто устроена жизнь дошкольного учреждения. Интерес в получении информации возрос и проделанная нами работа по освоению ИКТ дала хорошие плоды.
В итоге, наш интернет-сайт служит средством самопрезентации: педагоги имеют возможность представить здесь свои педагогические находки и опубликовать плоды своего творчества. Так же сайт является инструментом обучения — для родителей, и обмена опытом для педагогов, передачи родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам.
Мы заложили базу для максимально открытого информационного пространства. Следующая задача, которую предстоит решить нашему коллективу: активизация обратной связи с родителями, привлечение их в качестве соавторов материалов для размещения на информационном портале ДОУ.
Подводя итог, можно сказать, что взаимодействие педагога с родителями не может обойтись сегодня без применения информационно-коммуникативных технологий.
Очевидно, что в будущем, интернет станет не просто многофункциональным инструментом, но и активным участником партнерских взаимоотношений между педагогом родителями. Сегодня работа высококвалифицированного педагога не может обойтись без применения информационно-коммуникативных технологий. И мы будем продолжать начатую работу, так как видим ее безусловную ценность в современных условиях жизни.
Список литературы
- Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов «Информационно – Коммуникационные технологии в ДОУ» Москва – Синтез:2011.
- Богомолова, О.Б. Культура клавиатурного письма / О.Б. Богомолова – М., 2009.
- Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова – М., 2010.
- Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998. Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер – М., 2008.
http://m.dnevniki.shkolapk.ru/mobile/marks.aspx