Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1534 "Развитие цветовосприятия посредством народно - прикладного искусства"

Опубликовано 25.11.2016
Гайфуллина Вера Акимовна
МАДОУ д/с "Ромашка" г. Советский ХМАО - Югра
воспитатель
"Развитие цветовосприятия посредством народно - прикладного искусства"

 

 

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

П.Пикассо

         

 Одним из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети – это цвет. Научно доказано, что младенцы видят только белое и черное. В промежуток от 6 недель до 2-х месяцев они начинают различать красный цвет. Затем постепенно учатся воспринимать другие яркие цвета – желтый, зеленый, оранжевый.

         Возраст 3 – 4-х лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребенком, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Известно, что цвет оказывает определенное воздействие на деятельность центральной нервной системы.

  • красный возбуждает, согревает, активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
  • Желтый – тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность центральной нервной системы
  • Зеленый  - уменьшает кровяное давление, успокаивает, снимает напряжение
  • Синий – замедляет сердечную деятельность, действует седативно
  • Темные и холодные цвета – снижают эффективность умственной деятельности
  • Светлые и теплые – улучшают мыслительную деятельность

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что оно может осуществляться  только при помощи органов зрения, т.е. цвет обязательно нужно увидеть. А ведь именно занятия декоративным рисование могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научить любоваться красотой.

      Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические (цветные)  цвета спектра радуги и ахроматические цвета:

  • Белый
  • Черный
  • Серый

Хроматические цвета делятся на две группы: теплые (красный оранжевый желтый) и холодные (голубой, синий, фиолетовый). Зеленый находится по середине спектра и считается нейтральным. Каждый хроматический цвет имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень его чистоты.

       Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи (Д.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С. Мухина и др.), искусствоведы (А.В.Бакушинский, Н.Н.Волков и др.), педагоги (Е.А.Езикеева, Т.С.Комарова, Т.Г.Козакова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина, Я.А.Каменский, М.Монтессори и др.).  Я.А.Каменский впервые расссмотерл вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что в проведении этой работы значительная роль принадлежит изобразительной  деятельности. Создавая изображение, дети учатся замечать цвета и наслаждаться ими. Вопросы формирования у детей о цвете рассматривались в исследовании  многих педагогов. Впервые специальному исследованию цвета в дошкольной педагогике была посвящена работа Е.А.Флёриной «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» (1965 г.). Она считала, что «…цвет выступает для ребенка, как средство выражения его эмоционального состояния» (например, красная елка, потому что праздничная, красивая).

Н.П.Сакулина установила, что цвет имеет большое значение  в рисовании. С самых малых лет дети тянутся к цветным карандашам, краскам, получают радость от действия с ними. В детских рисунках цвет играет особую роль. Он не редко используется с целью украшения.

        В первые годы жизни запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными  трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета зависит в значительной степени от влияния окружающей среды, от ассоциативных связей из личного опыта ребенка.  

       Развитие цветовосприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятие эмоциональной насыщенности цвета является, на мой взгляд, одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте   не может не сказаться на развитии ребенка в целом.

       Работая уже много лет воспитателем по изобразительной деятельности, я пришла к выводу, что все методики рассчитаны на довольно подготовленных детей. Принцип их такой «Следуй за мной», «Делай, как я». Взять, например, слияние красок. Несколько раз показывала, как из двух красок получается третья. Дети вроде бы поняли. Но, присмотревшись к их рисункам, заметила, что они очень редко пользуются смешением красок. Почему? Ребенок ждет, когда просохнет одна краска, чтобы начать рисовать другой. Устает ждать и нет времени ждать, и вторую сторону рисунка рисует кое – как, лишь бы быстрее закончить, чаще рисует одной, редко двумя – тремя красками. И как не старалась научить детей получать новые цвета, боязнь остаётся. Именно это натолкнуло меня взять тему «Развитие цветовосприятия средствами декоративно – прикладного искусства». С одной стороны она согласуется с идеями народной педагогики, с другой – способствует развитию эмоционального восприятия насыщенности цвета, когда ребенок готов к восприятию различных оттенков цвета и способен выразить свое отношение к окружающей его действительности, которая так ярко проявляется в народном искусстве.

   

  Целью моей работы является:

  • Помочь детям войти в мир народной культуры при помощи  цветовосприятия различных промыслов России.

Основными задачами моей работы является:

  1. Приобщение детей к народному искусству, к духовно – художественным ценностям, созданным народом, к определенному образу мира.
  2. Создание условий способствующих погружению детей в мир художественных образов народного искусства; накоплению, обогащению, активизации эмоционально – эстетических переживаний, вызванных цветом.
  3. Формирование представлений детей  об использовании цвета в народном, изобразительно – пластическом искусстве, умение понимать символику цвета. 
  4. Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации; выражать собственное эмоционально – целостное отношение к искусству, действительности жизни.

 У каждого взрослого и у ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности, создаваемым маленьким художником образа.

       Наша эпоха изобрела много нового в восприятии цвета. Что мы подразумеваем, говоря «красные» «белые» «зелёные», а теперь еще и «оранжевые». В данном случае мы продолжаем цветом, как символом обозначать идеи. Так поступали и наши предки, считая его приятным или неприятным, подходящим или нет для одежды, интерьера, украшений и т.д.  

Каждый цвет, каждый символ носил определенный смысл, выполнял роль оберега, амулета, или просто рассказывал об окружающей действительности. Цвет, как живое существо имеет возраст и Родину. История человечества – это история сопутствующих факторов его развития, в том числе и цвета. Это можно заметить на примере изделий декоративно – прикладного искусства,  изделий  народных промыслов, которые имеют свои глубокие корни. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать его неотъемлемой частью души.

         Окружающая действительность, особенно в нашем городе, не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Поэтому для полного  приобщения детей к национальной культуре в нашем детском саду проводится углубленная работа по этому направлению. Анализ занятий с детьми, их совместной деятельности с взрослыми показал, что среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал и восприятие цвета требует создания условий. Поэтому, начиная работать с детьми для развития восприятия цвета, мы организовали в группе ту среду, в которой ребенок смог бы легко погрузится в быт народа.   В каждой группе существуют уголки творчества, где имеются изделия народных мастеров, иллюстрации по народным промыслам и где, полученные знания на занятии, дети могут использовать в самостоятельной деятельности. Так как основной задачей при развитии восприятия цвета у детей стоит приобщение к декоративно – прикладному искусству, я познакомила с видами искусства, рассмотрели предметы, отметили их особенности, обогатив представление детей о взаимосвязи народного промысла и природы.

       Работу по ознакомлению с народно прикладным искусством начала с наиболее простого и доступного для детей – игрушки. Из всего многообразия русских народных игрушек я выбрала матрешку и дымковскую игрушку, которые были в нашем детском саду. Следующий шаг предполагает проведение познавательного занятия о конкретных предметах данного промысла. Детям эмоционально, в доступной для них форме рассказываю об истории  возникновения промысла, его происхождении, специфике цвета и формы. Затем посвящается ряд занятий по ознакомлению со средствами выразительности, с основными элементами художественного языка одной из которых является цветовая гамма, при этом особое внимание  обращаю на развитие воображения и восприятия. Далее  обучаю детей созданию декоративного образа, освоению ими элементов узора данного промысла, сначала на репродуктивных, затем на исполнительско – творческих занятиях и позднее на поисково – творческих. В средней группе продолжается работа по развитию у детей эстетического восприятия путем развития перцептивных действий - действий восприятия, выделения, различения названия цвета предметов, а затем и передачи основного цвета в рисунке. Эти задачи решала путем приобщения детей к народному  декоративно – прикладному искусству, каждый вид которого обладает своей цветовой гаммой.

      Для привития интереса к декоративно – прикладному искусству для развития восприятия цвета использую различные игровые приемы: например, в гости приходят народные игрушки или «Хозяюшка», которая демонстрирует свой наряд, поем знакомые песенки, рассказываем сказки, загадываем загадки. Детям предлагаю нарисовать несколько несложных узоров, при этом особое внимание уделяю на цветовую гамму узора и его значение в народной символике.  Уточняю, делая акцент на цветовой гамме произведений народного искусства, тем самым развивая восприятие цвета. Я побуждаю детей использовать в рисовании разнообразные цвета, обращая внимание на многоцветие в народном декоративно – прикладном искусстве.

       Важным умением, от которого зависит получение чистого цвета при рисовании красками, является хорошее промывание кисти. Этот навык формируется у детей младшей и средней группы и продолжается в старшей. Мною разработана программа «Роднички» по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством, для детей 3 – 7 лет. Программа успешно прошла апробацию в нашем детском саду. Но выявилась проблема, что  не все дети достаточно хорошо запоминают цвета. Оказалось, что у некоторых детей дома нет гуашевых и акварельных красок. Преобладают фломастеры, которыми невозможно получить чистые смешанные цвета.  Поэтому к данной программе добавила раздел по развитию цветовосприятия у детей, начиная с 1 младшей группы. Где использую экспериментирование с изобразительными материалами. Это стимулирует воображение ребенка, побуждает творческую познавательную активность.  Для развития цветовосприятия сделала подборку дидактических  игр:

  • «Русские узоры»
  • «Народные промыслы»
  • «Гжельские узоры»
  • «Подбери по цвету»
  • «Составь узор»
  • «Составь орнамент
  • «Обведи рисунок» и другие

Задача этого раздела: выделять признаки, по которым можно соотносить цвет, колорит, расположение узора с определенным видом народно – художественного промысла, развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику, художественный вкус, творческую фантазию.

       Работа по цветовосприятию средствами декоративно – прикладного искусства ведется в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами. Для педагогов детского сада провожу семинары – практикумы, консультации, мастер – классы, сообщения, факультативы, где они сами соприкасаются с красотой и изяществом народного искусства.

      Работа по данной теме ведется не только с детьми и педагогами, но и с родителями. Для этого организован клуб по интересам «Акварелька» для детей и родителей. Задача клуба: 

  1. Знакомить с декоративно – прикладным искусством, бытом и традициями  русского народа.
  2. Способствовать  взаимодействию детского сада и семьи по воспитанию любви к культуре своего народа.
  3. Знакомить родителей с работой дошкольного учреждения по формированию у детей художественно – творческих способностей.

Периодически  выпускаю «Акварелькин журнал», где можно узнать много интересного и познавательного, а также увидеть работы детей.

       Результативность обучения выявляю в ходе педагогических наблюдений, которые провожу 2 раза в год в сентябре и в мае. Не все дети одинаково хорошо справляются с работой: одни успешно, у других возникают затруднения. Анализ затруднений приводит к корректировке заданий. При планомерной работе по данной теме уже виден результат.

Ежегодно мои воспитанники принимают участие в региональном конкурсе «Улыбки Севера», в Международных экологических акциях «Спасти и сохранить»,  «Марш парков», являются дипломантами данных мероприятий.

    Совместная  творческая деятельность: воспитатель – дети – родители – педагоги – это теплая атмосфера общения, взаимные хорошие добрые эмоции, позитивное настроение, -  это самое главное в нашей работе – радость и теплота.

 

Душа ребенка – чистая слеза

В ней и тепло, и свет, и откровение,

А искренность, доверенность в глазах

И ожиданье доброго общения!