Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1513 Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников, как одно из условий успешной социализации"

Опубликовано 22.11.2016

Интеллектуальное развитие дошкольников, как одно из условий успешной социализации.

 

                                                                                                                  Бабич А.В.

Детский сад № 73

                                                                                                                     Воспитатель

 

    Закон «Об образовании РФ определяет содержание современного образования, направленное на формирование у ребёнка базовых интеллектуальных качеств, таких как: компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума, культура речи...

     дошкольный возраст является сенситивным для развития ребёнка, поэтому очень важно не упустить привилегии этого чувствительного периода, т. к. в будущем невозможно будет в полной мере компенсировать нанесённый ущерб организму человека. Например, плохо развитая память в дошкольном возрасте не позволит в процессе школьного обучения с лёгкостью запоминать материал, то же самое можно сказать и о развитии внимания, устной речи ребёнка.

      Старший дошкольный возраст (5-7лет) — это возраст, когда все психические процессы подчиняются воле ребёнка. В этот период в процессе ведущей деятельности игровой закладываются основы учебной деятельности. Благодаря произвольности всех психических процессов (вниманию, восприятию,воображению, мышлению, памяти, речи) в старшем дошкольном возрасте ребёнок способен наблюдать длительное время за объектом, сравнивать предыдущий результат с новым, анализировать увиденное, рассуждать, делать выводы и умозаключение, после чего все мысли выражать в речи.

      Великий педагог Ян Амос Каменский считал, что человеку прирождены четыре части, или качества, или способности.

              Первая называется ум  - зеркало всех вещей, с суждением — живыми вещами и   рычагами всех вещей. На втором месте — воля — судья , всё решающий. И наконец, речь — истолковательница всего для всех. Две особенности решительно отличают человека от животных: «разум и речь; разум нужен человеку для самого себя, а речь — для ближнего».

Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу к тому и другому, чтобы и ум, и язык были наиболее развиты и усовершенствованы.

           Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста является потребность ребёнка в общении со сверстниками, существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения, происходит активное развитие как диалогической, так и монологической речи.

          Задача педагога способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи во всех видах деятельности и общении, поддерживать желание ребёнка поделиться своими мыслями, чувствами, учить передавать словесное содержание сказки, рассказа, выступать инициатором многих игр и занятий, быть источником интересной познавательной информации.

     В повседневном общении, в специальных лексических играх и упражнениях развивается интерес детей к слову, умение называть существенные признаки, качества, действия более точным словом. Поэтому часто ставим вопросы: что это такое, как это называется, почему?

   Какая тайна скрыта в каждом слове? Задумывались ли дети, почему стол называется стол. Дом называется дом? А лес — лес?

      Сообщаем, что слова возникли в глубокой древности. И каждое из них что-то обозначает или, по-другому сказать, имеет лексическое значение.

      Попробуем выяснить лексическое значение слова лес.

Беседуем по вопросам:

-        кто был когда-нибудь в лесу?

-        Что там видели?

-        Ответ:Много — много деревьев.

-        Без чего нет леса?

-        Ответ: конечно, без деревьев.

-        Возле нашего детского сада растут деревья?

-        Это лес?

Ответ: нет, нужно много деревьев.

-        А спиленные деревья — это лес?

-        Ответ: нет,деревья должны быть живые.

-        А на чём они растут?

-        Ответ: на земле.

Итак у детей складывается понятие о том, что обозначает слово «лес».

Проверим по толковому словарю: «лес — это множество деревьев, растущих на большом пространстве».

Оказывается, как можно определить лексическое значение и других слов.

 

Детям приходилось встречаться и с таким явлением как многозначность слова. К примеру, возьмём слово «колокольчик». Выясняем лексическое значение, показывая маленький колокольчик, которым можно позвонить. Значит, в первом значении колокольчик может сочетаться со словом звонить. Другое лексическое значение: колокольчик -  травянистое растение с лиловыми или тёмно-голубыми цветками, похожими по форме на маленькие колокола и сочетается со словом рвать или сорвать.

     А некоторые слова имеют гораздо больше значений. Так слово «идти» -имеет 26 значений, «стоять» - 17, «перевозить» - 14 и т. д.

      Выясняем, что есть и такие слова, когда  об одном и том же можно сказать по-разному, они имеют почти одинаковое значение, но лишь немного различаются какими-то оттенками значений.

         Допустим, к слову « смелый» надо подобрать близкие по смыслу слова:

-        смелый — умеющий преодолевать чувство страха;

-        храбрый — идущий навстречу опасности;

-        мужественный — не теряющий силу духа во время большой опасности.

Такие слова называются синонимами (син — один, онима — имя).

Детям дается ряд слов, к которым легко можно подобрать синонимы: небольшой -маленький, воин — солдат, защитник.

Таким образом, дети знакомятся не только с лексической стороной слова, но и с такими явлениями языка как синонимия, многозначность. Такая работа над смыслом слова серьёзно влияет на развитие не только речи, но и интеллекта ребёнка.

Большой интерес вызывает у детей знакомство с антонимами, (анти- против), слова с противоположным значением. В игровой форме, показывая разные по свойствам предметы,дети легко определяют антонимы: высокий — низкий,

                                                                              короткий — длинный.

Большое значение мы придаем развитию внимания детей к слову, так как именно важно на данном этапе развить у них умение замечать слова, значение которых им полностью или частично неизвестны. И помогает это сделать волшебница — поэтическая речь. Это та особенная речь, с которой мы знакомимся при заучивании стихов:

например:

Весна, весна, как воздух чист!

Как ясен небосклон.

Свей лазурею живой

слепит мне очи он...

выясняется, что не все слова понятны детям. У них возникает масса вопросов:

-        что такое небосклон? Лазурь? Очи? Путём наблюдения во время прогулки легко объяснить слово «небосклон», - часть неба на горизонте. Что такое «лазурь» -  это цвет неба весной. С этим словом можно употребить в речи другие словосочетания: лазурное море, небесная лазурь. Лазурь — краска светло-синего цвета.

А слово «очи» вызвало интересное толкование у детей. «Это -очки», - ответил один из детей. Поясняем, что слово «очи» вышло из активного повседневного употребления, а образованное от него «очки», осталось. Так дети познают, что язык не какое-то застывшее явление, а он изменяется на протяжении времени. Одни слова устаревают, уходят, им на смену спешат другие. Очи — глаза. Художественное поэтическое слово помогает активировать образные слова, сравнения, эпитеты, метафоры. Образцом могут служить строки из стихотворения С. Есенина «береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

Во время зимней прогулки обращаем внимание на те изменения, которые происходят в природе, особенно после снегопада, как преображается природа. Сначала создается ситуация, когда дети устно описывают, что они видели во время прогулки, что поразило их, как выглядели березы. А затем педагог читает стих Есенина и показывает, какие богатства таит в себе поэтическая речь: а) красочные эпитеты: белая береза, пушистые ветки,  снежная кайма, белая бахрома (попутно объясняется лексическое значение слов: кайма,бахрома, кисти, серебро и др.); б) сравнения: принакрылась снегом, точно серебром; в) образные выражения (горят снежинки в золотом огне, заря обсыпает ветки новым серебром)

Итак, подводим итог, что наша повседневная речь отличается от поэтической, у волшебницы -речи немало секретов и чудес, а нужны они ей, чтобы кого-то веселить, радовать, удивлять, учить, влиять на чувства и настроение людей. Для сравнения читается стих того же поэта С. Есенина «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

 

            В беседе выясняется, что раньше люди передвигались другим способом: зимой в санях, запряженных лошадьми (поэтому слышны звоны под копытом на снегу). Дорога проложена в лесу. Холодно, морозно  (дремлет лес под сказку сна). Создается какая-то таинственная, волшебная картина (заколдован невидимкой лес, сосна подвязалась белой косынкой, понагнулась, как старушка, оперлася на клюку).

Задается вопрос: одинаковое ли настроение возникает при чтении этих стихов? Приводим к выводу: стих «береза» создает радостное, приподнятое настроение, а в стихотворении «пороша» много грусти, печали.

Богатство поэтической речи обогащает словарный запас дошкольников, учит наблюдательности, умению видеть и чувствовать, развивает мышление.