ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУСТВ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И.Г Коренева , воспитатель
МБДОУ «Детский сад №34»
г. Усолье-Сибирское
Аннотация. К сожалению, в наш век компьютерных технологий резко снизилось воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры. Учреждениям дошкольного образования, являющимся начальным звеном системы образования в нашей стране, принадлежит ведущая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Ключевые слова. Интегрированный подход, возрастная ступень, ФГОС дошкольного образования, Модель работы.
Дошкольное воспитание, как и вся Россия, начиная с 90-х гг. ХХ в., вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказались характерными такие деформации личности, как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на материальных ценностях.
Актуальностьтемы заключается в воспитательной значимости, в ходе работы над которой, происходит формирование глубоко нравственной личности, воспитанной на общечеловеческих ценностях, национальных традициях, гражданственности, любви к своей семье, Родине, толерантном отношении к людям разных национальных принадлежностей.
Цель работы в этом направлении: создание условий для формирования у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач для детей старшего дошкольного возраста: 1. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. 2. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. 3. Продолжение углубленной работы по формированию у детей системы знаний о своей Родине. 4. Знакомство детей с элементарными правовыми нормами с целью формирования жизненной активности дошкольников. 5. Приобщение к общечеловеческим ценностям и культурному наследию «близких» и «дальних» этносов, знакомство с их культурными особенностями. 6. Формирование позитивного, ответственного отношения к себе.
Для эффективного решения задач духовно-нравственного воспитания, строим свою работу в соответствии с возрастными особенностями детей, учитывая следующие принципы: гуманизации; деятельного подхода; интеграции; культуросообразности; возрастного и индивидуального подхода
Для решения проблем и задач духовно-нравственного воспитания, мы углубленно изучили методическую литературу, и на ее основе выстроили Модель ступенчатой работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Для реализации Модели использовали интегрированный подход: включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую; использование регионального компонента.
Созданная Модель нравственно-патриотического воспитания построена по принципам развивающего обучения, основана на позитивной Я – концепции, и состоит из 7 направлений: «Я и моя семья», « Мир людей», «Человек - труженик», «Экология», «Родина моя – бескрайняя Россия», «История», «Культура».
По каждому направлению были подготовлены и проведены различные формы образовательной деятельности, разработан перспективный план, реализован проект по взаимодействию с социальными институтами города и тесному сотрудничеству с родителями, оказывающими помощь в проведении совместных мероприятий, с которыми наша плодотворная работа по духовно-нравственному воспитанию детей не могла бы осуществляться в полной мере.
Используя данную Модель для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) , мы наблюдаем , что наша работа по духовно-нравственному воспитанию не прошла даром: дети овладели краткими сведениями об истории города, округа, страны; различают символику города, округа, страны; имеют элементарные представления о жизни, быте, культуре народов ханты; различают и называют национальные костюмы имеющихся в группе национальностей, умеют играть в их подвижные игры; понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправными членами общества; дети стали более отзывчивы друг к другу, сопереживают чужому горю, понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправными членами общества.
Успех духовно-нравственного воспитания в большой мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств. К 5 годам происходит отмечаемая Л. С. Выготским, «интеллектуализация чувств». Среди мотивов деятельности и поведения начинают доминировать общественные мотивы, зарождается общественная направленность личности, поэтому наиболее благоприятным возрастом для начала духовно-нравственного воспитания является средний дошкольный возраст (с 5 лет).
Ведь от того, насколько духовно-нравственно настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их собственным мнением и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
Список литературы:
- Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников.-М.:Спарк.2010.-189с.
- Нравственное воспитание в детском саду./ Под редакцией Марковой П.А..-М.,2010.-199с.
- Полякова Т.В. Знакомим детей с малой Родиной.ap2004.alledu/document/380/839
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников: Методичекие рекомендации. Маханева М.Д. portal-slovo
- Нравственно-духовное воспитание в детском саду./ Под редакцией Буре Р.С..-М.,2010.-209с.
- Година Г.Н. Нравственность и воспитание.-М.:Спарк.-2011.-289с.
- Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры/-Волгоград, 2008.