Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Машенька»
Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Пчёлка» на тему: «Старание и терпение»
Воспитатель: Карбаинова Елена Ивановна
Сургут 2017
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории:
«Старание и терпение»
Тема НОД: «Старание и терпение»
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.
Цель: способствовать формированию у детей духовно-нравственных понятий на основе примеров из художественной литературы (сказок «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»).
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить с социокультурной категорией «Традиции дела»;
- обогащать представления о людях труда, нравственных качествах человека, таких как старание и терпение;
- создавать условия для формирования нравственной основы характера, формирования первоначальных представлений об общечеловеческих ценностях.
Развивающие:
- развивать умение оценивать свои и чужие поступки, их влияние на эмоциональное состояние других людей;
- развивать коммуникативные умения и социальные навыки общения.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и ответственность.
- воспитывать любознательность.
- воспитывать любовь к народному творчеству.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая
Форма проведения занятия: активное развивающее занятие;
Предполагаемый результат: у детей сформированы понятия «старание», «терпение», умеют договариваться, решать совместно задачи, проявлять терпение, выдержку.
Подготовительная работа:
чтение русских народных сказок «Морозко», «Крошечка –Хаврошечка, «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Василиса Прекрасная»;
работа с пословицами и поговорками о старании и терпении;
Дидактическое обеспечение:
иллюстрации к сказкам с использованием ИКТ, музыкальное сопровождение, корзинка с заготовками для изготовления браслетиков по количеству детей, предметы народных промыслов: павловский большой платок, расписная хохломская ложка, шкатулка, кувшин.
Ход занятия
Дети входят в группу под музыку «Прекрасное далеко» Музыка: Крылатов Е.
Слова: Энтин Ю.
Воспитатель: Всем - здравствуйте!
Рады гостям, как добрым вестям! Всех привечаем, душевно встречаем! (поклоны)
Все вместе: Доброго всем дня!
Мотивационно - ориентировочная часть:
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, весточка пришла издалека- далека. Хотите узнать от кого она? Что там написано?
Дети: да
Воспитатель: Это от Крошечки-Хаврошечки. Просит вас ей помочь выполнить задания, с которыми ей одной не справится. Поможем? Тогда садитесь рядком, да поговорим ладком.
Организация детской деятельности:
Воспитатель:
1-ое задание» Надо угадать на ощупь, что находится под расписным платком?
Элементы ресурсного круга.
Дети определяют: шкатулка, ложка хохломская, кувшин. Хороши вещицы радуют нам глаз.
Воспитатель:
Вам нравятся эти вещи, а почему?
Дети: Мне нравятся эти вещи, потому что они …. (сделаны с душой, с любовью старались, красивые, радуют глаз и т. д.)
Воспитатель:
Как одним словом назвать людей, умеющих делать такие красивые вещи?
Дети: мастера, рукодельницы.
Воспитатель:
А как вы думаете, какие качества нужно было проявить мастерам, рукодельницам?
Дети: выдержку, усердие, трудолюбие, настойчивость, стремление, упорство, прилежание)
Воспитатель:
Все верно, а по -другому все это можно назвать двумя словами старание и терпение.
Воспитатель:
В каких делах могут пригодиться эти качества? (на занятиях, в спорте, везде)
Воспитатель:
2-ое задание от Крошечки-Хаврошечки: (достает лист с заданиями из конверта надо угадать сказку, назвать героев, ответить на вопросы)
Презентация по сказкам
Работа в паре. (присоединение родителей)
Ребенок пришивает пуговицу +
Дети смотрят телевизор
Ребенок играет на фортепиано +
Ребенок учит уроки +
Дети убирают игрушки +
Дети ухаживают за растениями +
дети собирают ягоды +
Дети танцуют
Дети отдыхают
– выслушивание одной пары, выяснение, есть ли другие варианты. Да верно, в этих делах нужны старание, терпение.
Делу время- потехе час. Предлагаю поиграть в игру: (Как у бабушки Маланьи)»
Физминутка
Как у бабушки Маланьи (девочка в кругу, остальные ходят по кругу)
Было семеро детей
Они не пили, не ели
Все на бабушку глядели
И все делали вот так (имитирующие движения работы: стирка, шитье, укладывание младенца)
Ай-да, бабушка-хозяюшка.
А чем дедушка Егор занят у нас?
Как у дедушки Егора
Было семеро детей.
Они не пили, и не ели,
Все на дедушку глядели,
И все делали вот так! (имитирующие движения работы: колет дрова, пилит доски, прибивает гвозди, рубит, косит, копает, и т.п.)
Воспитатель: Эх, на все руки мастер наш дедушка Егор.
Воспитатель: А нас ждет 3-е задание от Крошечки-Хаврошечки.
Русский народ сметлив и догадлив. Много пословиц и поговорок сложил он о старании и терпении.
Фронтальная работа.
Надо вспомнить пословицы и поговорки о старании и терпении. (ответы детей)
Игра «Доскажи словечко»
• Без терпенья нет… (умения) .
• Терпение всё (преодолевает) .
• Терпение и труд всё… .(перетрут).
• Поспешишь – людей …. (насмешишь) .
• К большому терпенью придет и… .(уменье) .
Рефлексивно-итоговый этап. (совместно с родителями)
Воспитатель: Кто- то в гости к нам пожаловал.
(входит девочка Крошечка-Хаврошечка, берет корзиночку с заготовками для изготовления подарков в руки)
Здравствуйте, мои дорогие.
Дети: Здравствуй, Крошечка-Хаврошечка.
Крошечка-Хаврошечка: вы справились с моими заданиями.
Спасибо вам. А скажите, пожалуйста, какие качества вам пришлось проявить, чтоб выполнить задания. А где, в каких делах вы дома проявляете старание и терпение?
Дети: (помогаем маме, на занятиях, в спорте, и т.д.)
Крошечка-Хаврошечка: Вы сегодня - МОЛОДЦЫ!
Крошечка-Хаврошечка: Вот я и хочу вам подарить заготовки браслетиков, чтоб вы порадовали своих родных и близких, проявив при этом старание и терпение (дети делают браслеты)
Пусть будет у вас напоминание: старание и терпение - путь к умению!
Воспитатель вместе с детьми благодарит Крошечку-Хаврощечку. А приглашенным гостям дети высказывают свои пожелания (добра, здоровья и т.п. )