Конспект НОД по обучению детей грамоте в старшей группе
СКАЧАТЬ (с картинками)
Исманбекова Ж.Ф. воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с №183»
Программное содержание:
1. Учить определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
2.Закреплять знания детей о гласных звуках («А», «У», «О») и их буквенном и условном обозначении – красный квадрат.
3.Формировать умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук.
4.Воспитывать познавательный интерес к обучению грамоте.
Предварительная работа: игры на развитие слухового внимания «Найди звук», «Телеграф», «Запомни, повтори», «Угадай звук», «Будь внимательным»; игра «Четвёртый лишний».
Методы и приёмы, используемые на занятии.
- Словесные: пояснение, объяснение, указание, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, оценка сверстника, интонированного произнесения;
- Наглядные: рассматривание картинного материала, символов, схем;
- Практические: игровые упражнения, поисковые действия, осязание, обведение, использование предметно– схематической модели. ,
Индивидуальная работа: продолжать учить Тимура отвечать на вопросы полным предложением.
Оборудование и материал:
печатные буквы «А», «О», «У», предметные картинки, тарелочки, домик, детское домино, карточки-схемы, ИКТ, раздаточный материал
Ход занятия.
Воспитатель:
- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять, и прочитать.
Мы с вами продолжим знакомиться со звуками и буквами.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? Чем отличаются эти понятия?
- Буква - это то, что мы с вами видим, пишем или читаем (показывает). Вот это все буквы.
- Звук мы произносим.
Отгадайте загадку
Тридцать три родных сестрицы-
Писанных красавицы
На одной живут странице
А повсюду славятся (алфавит)
Слайд №1
Назовите первый звук в слове алфавит
Воспитатель:
- Чей это домик?
Слайд №2
Какого звука? Какого он цвета (красного)? Почему?
Дети протягивают звук. Какой это звук (гласный)?
Два столбца наискосок,
А между ними поясок
(буква «А»)
Из домика появляется буква «А». Нужно выполнить задание, которое нам приготовила буква.
Слайд №3
Игра «Где живет звук?»
Слайд №4
Дети находят поочередно фрукты на картинках, в названии которых слышат звук «А» в начале слова, в середине, и в конце (апельсин, банан, груша).
- Что вы видите в корзинке (овощи)? Нам нужно выполнить следующее задание:
Игровое упражнение: «Разложи овощи по тарелочкам» (в зависимости от слогов: 1 слог, 2 слога, 3 слога).
Дети выкладывают овощи по тарелочкам.
- Сколько овощей в каждой тарелочке? Другие дети проверяют с помощью хлопков. Букве «А» понравилось, как мы выполнили задание, и она дает нам эти гостинцы с собой в детский сад.
Мы угостим других ребят.
Физ.минутка
Смешные человечки бежали мимо речки.
Прыгали, скакали
Солнышко встречали.
Прыгнули на мостик и забили гвоздик.
В речку упали и пропали,
Где наши человечки?
А вот они!
Чтобы узнать о каком звуке мы будем говорить отгадайте загадку
Пушистая вата плывет куда-то (облако) .
Слайд №5
Назовите первый звук в слове. ,
Слайд №6
Воспитатель:
-Домик какого звука мы видим?
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква… («О»).
Слайд №7
Выходит буква «О». Она приготовила нам в подарок игрушки для детского сада (обруч, домик, домино-буквы).
Произнесите слова, выделяя звук «О». Где он находится в слове?
Игра с Мячом «Придумай слова с заданным звуком»
Буква «О» благодарит ребят за выполненные задания, дарит игрушки.
Загадка:
Это кто там по тропинке
Домик свой везет на спинке (улитка)?
Слайд №8
Произнесите первый звук. Протяните звук
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
Выходит буква «У».
Слайд № 9
Задание на схеме. (найди место звука в слове)
Задание (определи звук в слове)
Итог, обобщение занятия.