Машанова Екатерина Александровна - воспитатель.
СП "детский сад №22" ГБОУ СОШ №33 г.Сызрани, Самарской области.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в подготовительной группе
СКАЧАТЬ (с картинками)
Тема: «В лес, за грибами»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- Закрепить состав числа 6; совершенствовать навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10; закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1. Дать представления о знаках «больше», «меньше», «равно», формировать у детей навыки пользоваться ими. Закреплять навыки в решении простых арифметических задач на сложение и вычитание чисел в пределах 10. Закрепить представления о геометрических фигурах, знаках «>» ,«<», «=», на геометрическом материале. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. («Познавательное развитие»).
- Продолжать развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться и учитывать мнение партнера («Социально-коммуникативное развитие»).
- Активизировать словарь детей. Формировать связанную, грамматически правильную речь. («Речевое развитие»).
- Закреплять умение выполнять физические упражнения в заданном темпе (по тексту физкультминутки). («Физическое развитие»).
Методы и приёмы:
- практические: показ, сравнение, решение задач, работа в тетрадях;
- наглядные: демонстрирование презентации «В лес, за грибами»;
-словесные: вводная беседа, объяснение, указание, инструкции к выполнению самостоятельной деятельности, вопросы к детям, оценка.
Материалы и оборудование: Проектор, интерактивная доска, аудиозапись «звуки леса», набор цифр, знаки «>», «<», «=», рабочие тетради на каждого ребенка, наборы цветных карандашей на каждого ребенка, аудиозапись «звуки леса»).
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физкультминутка, пальчиковая гимнастика |
Игровая |
Игры с правилами (дидактические) |
Познавательно-исследовательская |
Рассматривание, математические игры, выполнение творческих заданий |
Коммуникативная |
Беседы, отгадывание загадок, настольно-печатные игры с правилами, вопросы |
Музыкальная |
Слушание |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
2
|
Прослушивание аудиозаписи, Рассматривание, Воспитатель демонстрирует на интерактивной доске иллюстрацию с изображением леса и предлагает мысленно перенестись на лесную поляну. (сопровождение: звучит аудиозапись «звуки леса»). |
Дети рассматривают иллюстрацию с изображением леса и слушают аудиозапись.
|
Имеют представление о звуках леса
|
3
|
Отгадывание загадки. Воспитатель спрашивает у детей, что можно собирать в лесу и для этого предлагает им отгадать загадку. |
Дети отгадывают загадку
|
отгадывают загадку |
4 |
Вопросы по теме: «Состав числа 6.» Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть следующий слайд «Дети собирают грибы» после, задает вопрос: сколько ребят собирают грибы? Сколько мальчиков? Сколько девочек? Воспитатель предлагает детям назвать варианты количества мальчиков и девочек в составе числа 6. |
Дети рассматривают слайд «Дети собирают грибы», Отвечают на поставленные вопросы воспитателя и говорят свои варианты состава числа 6. |
Демонстрируют умение работать в коллективе, закрепляют представление о составе числа 6. |
5 |
Математические игры Воспитатель предлагает детям поиграть и демонстрирует слайд «Числовой ряд от 1 до 10» и предлагает ребятам по упражняться в прямом и обратном счете. Далее задает вопросы на нахождение соседних чисел.
|
Дети смотрят на слайд и вслух называют числовой ряд в прямом и обратном счете.
Дети называют числа. |
умеют считать в прямом и обратном порядке
определяют соседние числа. |
6 |
Физкультминутка Воспитатель предлагает «собрать грибы» - провести физкультимутку.
|
Дети под слова воспитателя выполняют физические упражнения. |
умеют выполнять физических упражнений в заданном темпе по тексту |
7 |
Настольно-печатные игры с правилами Воспитатель раскладывает на стол каждому ребенку наборы цифр от 1 до 10, геометрических фигур, знаков «<», «>», «=», демонстрирует детям слайд со знаками «<», «>», «=»и предлагает назвать данные знаки, указанные на слайде. Воспитатель предлагает детям разложить заданные геометрические фигуры в один ряд, посчитать их, и положить карточку, соответствующую количеству фигур. Затем предлагает сравнить количество фигур и поставить между ними знак «>» ,«<», «=».
|
Дети внимательно смотрят на данный слайд и называют обозначения знаков «больше», «меньше» и «равно».
Раскладывают фигуры в один ряд, считают сколько их и кладут на стол карточку с соответствующей цифрой. Между цифрами дети кладут нужный знак сравнения.
|
Имеют представления о знаках «>» ,«<», «=».
умеют сопоставлять числа количеству фигур.
умеют пользоваться знаками «больше», «меньше», «равно», умеют сравнивать числа. |
8 |
Математические игры (решение задач в стихах), вопросы Воспитатель демонстрирует слайды «Решение задач в стихах», при этом зачитывает вслух задачи в стихотворной форме и задает вопросы по задаче. |
Дети внимательно смотрят на интерактивную доску и слушают воспитателя, в уме решают примеры и отвечают. |
Выполняют решение простых арифметических задач. |
7 |
Пальчиковая гимнастика Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику. (Упражнение повторить 2-3 раза) |
Дети под текст воспитателя шагают пальчиками по столу, по очереди загибают сначала на одной руке пальцы, затем на другой. |
выполняют под текст выполнять пальчиковые упражнения. |
8 |
Выполнение творческих заданий (Работа в тетрадях) Воспитатель предлагает детям выполнить задания в тетрадях.
|
Дети слушают задание воспитателя, в тетради выполняют его.
|
ориентируются на листе бумаги в клетку. увеличивают и уменьшают число на 1. |
9 |
Беседа. Воспитатель показывает слайд с изображением «Лесовичка» и рассказывает детям, что все занятие за нами наблюдал «Лесовичок» и на последок он оставил вам обращение. Воспитатель читает ребятам обращение Лесовичка. Воспитатель хвалит детей за активное участие, спрашивает у ребят, что понравилось на занятии. |
Дети рассматривают слайд с изображением Лесовичка и слушают его обращение, высказывают свои мнения по занятию. |
самостоятельно оценивают собственную деятельность |
Приложение
Загадки
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
(лес)
В лес зеленый мы идем, а в руках корзинки.
Что же будем собирать на лесных тропинках?
Что мы будем собирать – вам придется отгадать.
(грибы)
Математические игры:
- Воспитатель предлагает назвать число, стоящее за числом 9. (Десять)
- Воспитатель предлагает детям назвать число, стоящее за числом 5.
- Назвать число, которое на 1 меньше числа 7.
- Назвать число, которое на 1 больше числа 4
Физкультминутка
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания).
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним ребята,
Наклоняйся раз, два, три,
И в лукошко набери!
(Наклоны)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Подтягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
Настольно-печатные игры с правилами
Воспитатель предлагает детям разложить на столе в один ряд треугольники. Предлагает посчитать треугольники и положить карточку с цифрой, соответствующей количеству треугольников.
Воспитатель предлагает детям разложить в один ряд круги. Посчитать их и положить карточку с цифрой, соответствующей их количеству
Воспитатель предлагает сравнить количество треугольников с количеством кругов и между цифрами положить соответствующий знак.
Воспитатель предлагает детям разложить на столе в один ряд квадраты. Спрашивает какого они цвета. Предлагает посчитать квадраты и положить карточку с цифрой, соответствующей их количеству
Воспитатель предлагает детям разложить на столе в один ряд овалы. Спрашивает какого они цвета. Предлагает посчитать овалы и положить карточку с цифрой, соответствующей их количеству
Воспитатель предлагает сравнить количество квадратов с количеством овалов и между цифрами положить соответствующий знак.
(4 < 7 или 7 > 4)
Воспитатель предлагает детям разложить на столе в один ряд ромбы. Спрашивает какого они цвета. Предлагает посчитать ромбы и положить карточку с цифрой, соответствующей их количеству
Воспитатель предлагает детям разложить на столе в один ряд прямоугольники. Спрашивает какого они цвета. Предлагает посчитать фигуры и положить карточку с цифрой, соответствующей их количеству .
Воспитатель предлагает сравнить количество ромбов с количеством прямоугольников и между цифрами положить соответствующий знак.
Математические игры, вопросы
Воспитатель демонстрирует слайды «Решение задач в стихах», при этом зачитывает вслух задачи в стихотворной форме и задает вопросы по задаче.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Пять — под березой,
Один — у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (5+1=6)
Сушит белочка опята:
Пять больших и мелких два.
«Посчитайте все, ребята!»-
Просит тетушка Сова. (5+2=7)
Семь грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес? (7+1=8)
Ежик по грибы пошел,
Восемь рыжиков нашел.
Шесть грибов в корзинку,
Остальных — на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж? (8-6=2)
Ёжик шел через лесок,
Нес грибочки на пирог.
Пока с горки он спускался,
Рыжик где –то потерялся.
Вот грибов уже не восемь.
Сколько их осталось - спросим. (8-1=7)
Пальчиковая гимнастика:
Мы шагаем по дорожке
И грибы несём в лукошке. (дети шагают пальчиками по столу)
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать. (дети по очереди загибают сначала на одной руке, затем на другой).
Выполнение творческих заданий
В тетради простым карандашом в одну строчку нарисовать такое количество грибочков, которое при счете стоит после числа 4.
Отступить 1 клетку вниз.
В тетради простым карандашом в одну строчку нарисовать такое количество грибочков, которое при счете стоит перед числом 4.
Отступить 1 клетку вниз.
В тетради в одну строчку нарисовать грибочков, на один больше, чем 3.
Отступить 1 клетку вниз.
В тетради в одну строчку нарисовать грибочков, на один меньше, чем 3.
Беседа
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.