Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2291 Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы "Интересные домики"

Опубликовано 29.03.2017

Федотова Любовь Николаевна, воспитатель.

ГБОУ Школа № 962 ДО 3 г. Москва

 

Конспект занятия по формированию

элементарных математических представлений

 у детей младшей группы.

 

Тема: «Интересные домики»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

Возрастные особенности детей четвертого года жизни.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физиче­ского и психического развития. Повышается активность ребенка, усили­вается ее целенаправленность; более разнообразными и координированнымистановятся движения.

С 3-4 лет происходятсущественные изменения в характере и со­держании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрос­лыми и сверстниками.

В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструирова­нии) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развива­ются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства пред­метов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разно­видностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышлениястановится наглядно-действенное.

Цель: Формировать умение сравнивать и различать геометрические фигуры по одному из признаков (форма и величина).

           Задачи:

  1. 1.     Воспитательная:

- воспитывать желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

  1.            2.   Развивающая:

- развивать пространственные отношения.

- вариативное мышление и творческие способности ребенка.

  1. 3.     Образовательная:

- формировать на предметной основе представления о квадрате, круге, треугольнике, умение распознавать геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки.

 

Методы на занятии:

  1. 1.     Игровой.
  2. 2.     Практический:

- сравнение

- обследование

  1. 3.     Наглядный:

- показ;

- использование моделей;

      4. Словесный:

     - словесные игры;

     - беседа;

     - пояснение; вопросы.

Форма организации занятия:  интегрированное.

Принципы отбора содержания:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

При составлении содержания учитывали возрастные особенности детей.

  1. Принцип активности и осознанности.

Определяется мотив обучения, учитывается уровень и характер познавательной активности детей.

  1. Принцип систематичности

Закрепление нового материала через различные упражнения.

  1. Принцип развивающего обучения

Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.

  1. Принцип наглядности.

Используется модель геометрических фигур, предметы разной формы.

  1. Принцип доступности.

Реализация принципа идет от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Материал в занятие распределен согласно возрастным особенностям.

Материал к занятию:

Демонстрационный:

 Карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Предметы разной формы (домики): круг, квадрат, треугольник.

Раздаточный:

Геометрические фигуры желтого, зеленого, красного и синего цвета (квадрат, круг, треугольник).

Оборудование: 14 гимнастических палочек, обруч.

Предварительная подготовка: выложить на полу из гимнастических палок: треугольник, квадрат.

Ход занятия:

  1. 1.     Вступительная часть.

Воспитатель предлагает детям вспом­нить виды транспорта:

-      Какие виды транспорта вы знаете? Ответы детей.

-      На каких видах транспорта можно путешествовать? Ответы детей.

-       Сегодня мы отправимся с вами  в путешествие на поезде. Каждый из вас получит билет. Как только загудит гудок паровоза, поезд отправляется в путь.

Дети отправляются в путешествие на поезде. У каждого – билет: круги, треугольники, квадраты.

  1. 2.     Основная часть.

Вместе с детьми мы выходим на станции  «Лесная полянка». Воспитатель обращает внимание детей на то, что они в лесу: вокруг деревья, кусты.

Продолжает знакомить детей с признаками зимы в природе: холодно, идет снег, дует ветер, все вокруг в снегу. Вместе с детьми воспитатель обращает внимание на домики, которые стоят у опушки.

- Что вы видите, ребята? Ответы детей.

- Какой они (домики) формы? Ответы детей.

- Какого размера? Ответы детей.

Воспитатель предлагает поиграть с интересными домиками, используя свои карточки-билетики. Звонит колокольчик,  и дети разбегаются по своим домикам. Затем она ходит и спрашивает детей:

- Никто не заблудился? Покажите свои билетики друг другу. Все попали в свой домик?

 Воспитатель заходит в каждый домик  и хвалит детей. Потом просит всех детей подойти на коврик. Обсуждаем, какие у кого билетики (называем цвет, форму фигурок). Ответы и рассказы детей.  Затем дети меняются билетиками, а воспитатель комментирует происходящее:

- Теперь у Маши зеленый квадратик, а у Коли желтый круг. А кто из вас хочет рассказать, с кем он поменялся? Дети описывают свои действия:

- Я поменялся с Варварой, а у меня теперь треугольник.

- А я с Василисой поменялся, у меня квадратик. Дети высказываются по собственному желанию. Кто про то, с кем поменялся, а кто про то, чем поменялся.

 В это время помощник воспитателя уменьшает домик «Квадрат», убирая по одной палке с каждой его стороны, он получается самой маленькой фигурой, а у домика «Треугольника» убирает палочку только в основании.

Воспитатель предлагает детям построить дом для зайки, так как на улице зима (пальчиковая гимнастика).

- Тук, тук молотком

- Зайке строим новый дом

- Крыша большая (руки вверх)

- Вот такая (руки над головой)

- Окна большие, вот такие (показываем)

- Зайка строит целый день

- Зайке строить дом не лень

- Позовет он в дом гостей

-  В доме будет веселей (хлопаем в ладоши)

Воспитатель предлагает поискать свои домики с новыми билетиками. Дети заходят в домики, а воспитатель обращается к детям:

- Все свои домики нашли?

- У меня кружок, а ты иди туда где квадратик,- поправляют дети друг друга. Воспитатель хвалит детей, которые нашли свой домик по билетику. Затем обращает внимание детей на размер домиков:

- Что-то в домике «Круге» так много  места, а  в домиках «Квадратике» и «Треугольнике» так мало. Давайте посмотрим! Ответы детей.

- Не знаю! – говорит один ребенок.

- Домик «круг» большой-пребольшой, а «Квадрат» - маленький.

- Домик «Квадрат» не маленький и не большой, это «Круг» большой. Ит.д.

-А почему некоторые домики стали маленькими? – спрашивает воспитатель.

Если дети не догадываются, что палочек стало меньше, поэтому и фигуры уменьшились, воспитатель располагает сбоку гимнастические палочки и переводит взгляд детей на них. Дети догадываются:

- Вон те палочки лежат, их нет в квадратике, и он самый маленький.

Воспитатель уточняет:

- Да он стал поменьше. Что же в домике «Треугольник» произошло?

- Тут тоже палочек нет,- замечают дети.

Воспитатель берет палочку, и вместе с детьми решают, куда ее положить.

- Вот здесь не хватает палочки у треугольника! Какие вы догадливые, все сами заметили, - хвалит детей воспитатель.

      3. Заключительная часть.

 Но наше путешествие подошло к концу и пора отправляться в обратный путь. Нас ждет детский сад и наша группа. Садимся в поезд, гудит гудок паровоза, и поезд отправляется.

- Здравствуй детский сад! Здравствуй любимая группа!

Вот мы вернулись из путешествия, а теперь надо помочь нашим билетикам попасть в свои домики. Дети раскладывают геометрические фигуры в домики такой же формы.

  1. 4.     Подведение итогов.

 Воспитатель хвалит детей и подводит итоги образовательной деятельности:

- Где были? Что делали? Что понравилось? Ответы детей.

Воспитатель предлагает похлопать себе, потому что все молодцы и потрудились на славу.

 

Литература:

Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 3-4 лет»;    

Изд.     ОлмаМедиаГрупп, 2011 г.