Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2276 Познавательно - речевое развитие дошкольников в образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию.

Опубликовано 26.03.2017

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска Детский сад № 358 комбинированного вида

 

Познавательно – речевое развитие дошкольников в образовательной деятельности по

художественно – эстетическому развитию

 

 

Автор: Яничкина Е.Н.

должность: воспитатель

 

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности. Углубить знания об окружающем мире. Развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно на занятиях по изобразительной деятельности, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.

Рассмотрим с учетом этих особенностей задачи, содержание и методику разных разделов работы по развитию речевых навыков на занятиях по изодеятельности.

На занятиях по изодеятельности углубляются и уточняются знания детей о предметах, они учатся охарактеризовывать их форму, цвет, отмечают индивидуальные особенности расположение и соотношение частей предмета. (Например, рисование «Снегири на ветках» совместно с детьми уточняется внешний вид снегиря, строение головы, туловища, хвоста, описываются отличительные признаки - практически дети составляют описательный рассказ о птице). Также дети обогащают свои представления, сведения о материалах, из которых изготовлены те или иные вещи. (Например, лепка «Посуда» дети закрепляю свои знания, о материалах из которых изготовлена посуда: керамика, фарфор, стекло и др.). Происходит обогащение словаря детей за счет названий деталей предметов, материалов из которых предметы изготовлены, оттеков цвета (светло- зеленый, розовый, бирюзовый и др.), физических качеств и свойств (гладкий, мягкий, упругий, и Т.Д.). Также дети учатся классифицировать предметы (посуда чайная, столовая, кухонная). Для обогащения и уточнения словаря используются следующие приемы:

-   при рассматривании предмета предложить на выбор несколько характеристик предмета (объекта) и попросить, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной (шалунья - озорница - плутовка; неуклюжий - толстяк - увалень).

-   при рассматривании картины предложить поразмышлять над новым словом («Стоял погожий осенний день, - начинает свой рассказ воспитатель и интересуется: - Как вы думаете, какой это был день?»)

Процесс занятий сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме занятия (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физкультурные минутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика). (например: рисование «Зимний лес» читается стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой.

Дремлет лес под сказкой сна.

Словно белою косынкой

Повязалась сосна

Или аппликация «В садах созрели яблоки»

Что за чудные плоды

 - Нет вкусней, сочней еды!

Цветом желтым, цветом красным

Осень щедро красит их.

Невозможно мимо них

Пройти рядом равнодушно.

Так и хочется их скушать.

А они, налившись соком,

С веток спелым своим боком

Манят нас, собой дразня.

Будто молвят; «Съешь меня»

Выразительно читая произведение, воспитатель, стремиться вызвать интерес к нему. Дети запоминают поэтические обороты, характерные выражения и начинают употреблять их в своей речи. Кроме того, благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывает чувства симпатии, радости или, наоборот, огорчения.

Речевую образность можно развивать в дидактических играх. например: «Подбери словечко» - В яркий солнечный морозный день, каким вам кажется снег? (сверкающим, искрящимся, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным). - Когда идет снег, как это можно назвать? (снегопад, вьюга, метель). «Отгадай загадку», «Что лишние?», «Назови одним словом». Выполняя такие задания, дети задумываются над смыслом слов, стремятся употреблять их так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной признак, предмет, явление. Они приобретают первоначальные знания об образности слова, у них развивается понимание различных оттенков его.

Также на занятиях, возможно применение рассказа, сказки, по теме (Например: рисование «Лягушки», сначала читается сказка «Лягушка - невеста», дети дают ответы по тексту, а затем воспитатель рассказывает о жизни лягушек. В конце занятия можно провести беседу с детьми «Для чего нужны лягушки в природе?»). Целью таких занятий является познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей, т.к. вопросы и задания, которые даются, требуют активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни.

Отдельно нужно отметить, что изодеятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в волнении действий. Занятия требуют от ребенка ловких действий, и если в начале неточными движениями руки он мог испортить работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

 

 

 

Литература

  1. Гербова В.В

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1984.

  1. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1985.
  2. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин

Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001