Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2238 «Развитие вокально-хоровых навыков посредством игр и упражнений». Консультация для музыкальных руководителей (из опыта работы).

Опубликовано 22.03.2017

МБДОУ детский сад № 62 города Белово

 

 

«Развитие вокально-хоровых навыков посредством игр и упражнений»

Консультация для музыкальных руководителей

(из опыта работы)

 

 

                                                                                              Составила:

                                                                                   музыкальный руководитель

                                                                                   Батракова

                                                                                   Людмила Владимировна

 


 

Белово 2017

1

«Развитие вокально-хоровых навыков посредством игр и упражнений»

 «Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.   Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей.

  Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду сопределяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо,  чётко, внятно, с любовью и настроением.
Целью моей работы с хором дошкольников является развитие творческого потенциала личности ребенка посредством вокально-хоровой деятельности.
Задачи:
- формирование у детей певческих умений и навыков (выработка чистого интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции), способствующих выразительному исполнению.
- закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости на музыку.
- формирование коммуникативных навыков - умения взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе.
- развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения;
- развитие музыкальных способностей – тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память.
- развитие певческого голоса, формирование естественного детского звучания, укрепление и расширение певческого диапазона. 
- помощь в проявлении творческих способностей, самостоятельном использовании знакомых песен в играх, хороводах. 
          Проработав достаточно долго в детском саду музыкальным руководителем, я каждый год встречалась с одной и той же проблемой: у детей  слабо сформированы вокально-певческие навыки. Большинство детей не интонируют, дикция вялая, зажатая нижняя челюсть, поют дети, часто не задумываясь о содержании произведения - все это не способствует какому-либо интересу к музыке. 

                                                                  2
Это меня подтолкнуло заняться хоровым пением в детском саду. 
Начинаю свою работу с упражнений для формирования певческой установки.
- Исходное положение (И.п.): стоя прямо, ноги «узкой дорожкой».
- «Пружинки». По моей команде дети поднимаются на носочки и опускаются.
- «Пиджачок». Описываем полукруговые движения назад (снимаем пиджак), а затем вперед (надеваем), тем самым освобождаем плечи и корпус. 
- «Рынок». Наклонить корпус вниз, ноги прямые, руки расслабленно висят, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз с земли, с трудом поднять резко бросить и расслабиться. Прием направлен на снятие мышечной зажатости.
Процесс пения невозможен без певческого дыхания. Я  использую следующие упражнения:
- «Мыльный пузырь». По моей руке дети должны сделать быстрый вдох, задержку и продолжительно-активный выдох, пока не лопнут мыльные пузыри.
- «Хомячок». Пошмыгать носом с закрытым ртом.
- «Вертушка». Использование вдоха и выдоха с поворотом головы влево-вправо, либо движение с головы вверх-вниз.
- «Музыкальная цепочка». Друг за другом, по руке дирижера, дети «вливаются» в один и тот же звук. Это упражнение подводит детей к освоению цепного дыхания. Все эти приемы направлены на формирование певческого дыхания и на подготовку к вокальной работе.
На занятиях хора я использую ряд упражнений на развитие музыкально-ритмического слуха. Это упражнения по принципу «Ритмическое эхо». Я или ребенок задаем ритмический рисунок, а все ребята должны точно повторить его.
Или, упражнение, включающее в себя каждый раз новый ритмический рисунок, позволяет мне не только добиваться единого ритма, но и помогает детям быть всегда внимательным, т.к. ритм в любое время может измениться. 
Чтобы избежать однообразия и скуки на занятиях, постоянно использую музыкально-ритмические, коммуникативные, артикуляционные игры, игровые песни К.Орфа, Т.Тютюнниковой, Т. Боровик.

 

                                                             3

 В играх с пением дети упражняются в умении петь a kapella. Под влиянием эмоций, вызванных игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а главное, настроение, которое несет в себе песня.
Работа над дикцией часто начинается еще в игре. Для заинтересо-ванности детей часто использую артикуляционную игровую гимнастику В.Емельянова, скороговорки, звукосочетания (ма-мэ-ми-мо-му; да-дэ-ли-до-ду и т.п.) 
В процессе работы над произведением проговариваем тест песни шепотом, чередуя звучное и беззвучное проговаривание текста, проговаривания текста песни шлепая ладошками по коленям, хлопки в ладоши. Особое внимание детей обращаю на начало и концы фраз, оканчивающиеся на согласный звук или шипящий.
В работе над развитием вокально-хоровых навыков, я одновременно провожу работу над развитием динамики.  Упражнения, которые я применяю в своей работе, позволяют достичь положительного результата:
- счет от « 1 до 10» (от шепота до выкрика), рр<f

- «Страшная история». Дети пропевают гласные звуки, добавляя каждый раз новый, последующий звук.
Развитию певческого диапазона, формированию легкого полетного звука и чистоты интонирования мелодии мне помогают следующие упражнения:
- настройка в тональности перед работой над песней;
- пропевание мелодии закрытым ртом или на слог, в зависимости от характера музыки;
- пение по « цепочке», поочередное исполнение фрагментов мелодии упражнения или песни детьми дает возможность отследить чистоту интонирования;
- чередование пения вслух и про себя, для этого могут быть использованы как технические распевания, так и мелодии разученных песен;
Большие трудности при обучению пению связаны с проблемой «гудошников» - не интонирующих детей. Применяю приемы  и упражнения:
 - прошу детей закрыть глаза и послушать интервал, тем самым, обостряя внутренний слух, а потом прошу воспроизвести его;

                                                          4
Для достижения исполнения высоких звуков, использую прием глиссандо:
- ребенок «подъезжает» на глиссандо к нужному звуку, фиксирует его в музыкальной памяти, а только потом поет, точно попадая в звук.
При работе над интонацией я часто сажу слабо интонирующих детей среди хорошо поющих.
Для формирования звуковедения в хоре, я использую приемы:
- словесно-образное описание способа пения: «тянем звук как ниточку»; 
- «несем звук, как драгоценный предмет»; 
- «укалываем звуки иголочкой»; 
- «звуки упругие, как мячики».
Все вокально-хоровые навыки подразумевают взаимодействие ансамбля и строя. Одним из важных условий достижения ансамблевого звучания является систематическая работа по обучению детей пению по жесту дирижера. Я использую некоторые игровые упражнения и игры:
- прохлопывание ритмического рисунка; 
- проговаривание текста в ритме; 
- проговаривание текста в различных темпах (от медленного до быстрого); 
- «Ловушка».

- «Будь внимательным». 
Игры и упражнения, описанные выше, при систематической работе позволяют выработать вокально-хоровые умения и навыки. 
Результатом моей деятельности явились выступления детского хора в детском саду и на городских мероприятиях:
- Концерт ко Дню Матери;
- Выступление на празднике защитников Отечества;

-Выступление на празднике 9 Мая;

-Выступление на встрече выпускников, который у нас проводится ежегодно (наша традиция);
- Выступление на общем родительском собрании по теме: «Воспитываем мальчика. Воспитываем девочку».
- Выступление на выпускном утреннике;
- Успешное выступление в городском фестивале «Золотой колокольчик», Гала-концерте;
- Участие в городском празднике, посвященному Дню защиты детей.