Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2121 Картотека «Обогащение словарного запаса у дошкольников»

Опубликовано 26.02.2017

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад № 9 «Белоснежка»

комбинированного вида»


 

Картотека

 

«Обогащение словарного запаса у дошкольников»

СКАЧАТЬ (вся картотеку одним файлом)

 

 

 


 

Составила воспитатель:

Яковенко Н.А

 

 

 

г. Нягань

2015г.

КОСМОС

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: старт, посадка, земля, луна, месяц, солнце, космос, планета, звезда, корабль, луноход, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, космодром, скафандр, шлем, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: лунный, солнечный. земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

ГЛАГОЛЫ: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать.

 

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

 

НАЗЫВАТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА:

ДАЛЕКО – БЛИЗКО                                   

ВЫСОКО – НИЗКО

УЛЕТЕТЬ - …

ТЕМНО - …

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:

КОСМОНАВТ – смелый, сильный, здоровый, умный…

ЗВЕЗДА – маленькая, яркая, желтая, красивая…

СОЛНЦЕ – яркое, жаркое,…

КОСМОС – темный, огромный…

СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ:

РАКЕТА, КОСМОС, ЛЕТЕТЬ, В.                                    

ЛУНА, ЭТО, ЗЕМЛЯ, СПУТНИК.

ЛУНА, ЗЕМЛЯ, МЕНЬШЕ.

ЛУНА, ВРАЩАТЬСЯ, ЗЕМЛЯ, ВОКРУГ.

ОПРЕДЕЛЯТЬ, ЧТО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ:

СОЛНЦЕ, ЛУНА, ЛАМПА.

ЗВЕЗДА, ПЛАНЕТА, РАКЕТА.

ПРИЛУНИТЬСЯ, ПРИЗЕМЛИТЬСЯ, ПРИПОЗДНИТЬСЯ.

ОБЪЯСНЯТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ:

СКАФАНДР, ВЗЛЁТ, ПОСАДКА, СТАРТ, ПРИЗЕМЛЕНИЕ, ШЛЕМ, СОЗВЕЗДИЕ, ЛУНОХОД, КОСМОНАВТ, СПУТНИК, НЕВЕСОМОСТЬ.

 

ВМЕСТЕ  С  РЕБЕНКОМ

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

¾    Объяснить ребенку, почему празднуют день космонавтики, что это за праздник;

¾    Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса. космонавтов и космической техники.

¾    Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине.

¾    Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.

¾    Спросите у ребенка, почему иногда звезд не видно, как они это понимают, скажите верный ответ.

¾    Почитайте о космосе рассказа, стихи, отгадывайте загадки, попробуйте сами составить загадки:

 

 

Маленькие сверкающие точки.

Их видно только ночью.

Живут они на небе.

 

 

Большое, теплое, круглое,

Ходит – бродит по небу.

 

Желтый, похож на кусочек сыра,

Висит на небе.

 

 

ЦВЕТЫ

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, мимоза, тюльпан, колокольчик, ландыш, ромашка, клевер, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, медуница, природа, охрана, анютины глазки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.

ГЛАГОЛЫ: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться.

 

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

ПРАВИЛЬНО СЧИТАТЬ:

ОДИН ЦВЕТОК, ДВА ЦВЕТКА,…, ПЯТЬ ЦВЕТКОВ…

ОДНА ФИАЛКА, ДВЕ ФИАЛКИ,…, ПЯТЬ ФИАЛОК…

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: ПОДСНЕЖНИК – первый, белый, нежный…

ФИАЛКА – маленькая, фиолетовая, комнатная…

ЛИСТЬЯ - …                                                                           

МИМОЗА -

ПОДБИРАТЬ ГЛАГОЛЫ:

ЦВЕТЫ МОЖНО – САДИТЬ, РВАТЬ, ПОЛИВАТЬ…

 

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ЦВЕТЫ:

НАЗВАНИЕ

СТРОЕНИЕ

ГДЕ РАСТЕТ

СПОСОБЫ УХОДА

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЦВЕТЫ

 

ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

¾    Побеседуйте о том, какие изменения произошли в природе, какие цветы появились, обратите внимание на различие цветов, их разнообразие, на цвет и запах.

¾      Почитайте стихи и загадки, выучите полюбившиеся:

 

Пушистый цветок

Качнул ветерок.

Ой! И шапка долой.

 

У желтенького солнышка

Лучи не горячи.

У желтенького солнышка

Белые лучи.

 

 

Как называются цветы,

Когда в руке их держишь ты?

НЕЗАБУДКИ

 

 

Их видимо – невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал –

Веселых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть – чуть поколдовали –

И сделали цветок.

 


 

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

(День Защитника Отечества )

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: армия, защитник, воин, солдат, боец, танк, танкист, ракетница, ракетчик, граница, пограничник,  самолет, летчик, пилот, зенитка, зенитчик, корабль, лодка, крейсер, капитан, моряк, матрос, юнга, медаль, орден, значок, погоны, форма, салют, парад.

 

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:смелый, храбрый, отважный, сильный, хитрый, смекалистый, спортивный, ловкий, меткий, зоркий, внимательный, солдатский, защитный, боевой,  танковая, ракетные, летные, пограничные, парадный.

 

ГЛАГОЛЫ:   защищает, служит, охраняет, воюет, стережет, оберегает, стреляет, занимается (спортом), марширует, одерживает победу.

 

ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ:

   Расскажите ребенку о том, что это за праздник;

-кто такие защитники Отечества;

-посмотрите вместе с ребенком фотографии и картинки ,имеющие отношение к Армии;

-познакомьте ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями.

 

Поиграйте в игру «Скажи какой»:

защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный….

 

Посчитайте боевую технику:

Один танк, два танка, …, пять танков.

Один самолет, два самолета, …, пять самолетов…и т. п.

 

Почитайте стихи, рассказы и загадки об Армии, солдатах и т.п.

 

Февраль

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья –

Это празднует февраль Армии рожденье.

 

 

ДИКИЕ ЗВЕРИ И ИХ ДЕТЁНЫШИ

 

ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост.морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки,соболь, норка, крот, берлога, шатун.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:   бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится.охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

 

НАЗЫВАТЬ СЕМЬЮ:МЕДВЕДЬ, МЕДВЕДИЦА, МЕДВЕЖОНОК, ЗАЯЦ. ЗАЙЧИХА, ЗАЙЧОНОК…

 

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЙ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ:

БУРЫЙ, КОСОЛАПЫЙ, НЕУКЛЮЖИЙ - …

СЕРЫЙ. ЗУБАСТЫЙ. СТРАШНЫЙ - …

ХИТРАЯ ПУШИСТАЯ. РЫЖАЯ - …

 

НАЗЫВАТЬ МАМУ:

МЕДВЕЖОНОК У МЕДВЕДИЦЫ, ЛИСЕНОК У …, ЗАЙЧОНОК У …

 

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ:

ЛИСА – ТЯВКАЕТ, МЕДВЕДЬ – РЫЧИТ, ВОЛК – ВОЕТ…

 


КТО ГДЕ ЖИВЕТ:                              

В НОРЕ ЖИВЕТ – ЛИСА.                    

В БЕРЛОГЕ -

В ЛОГОВЕ - …

В ДУПЛЕ - …

 

 

 

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛУ:

ОХОТИТСЯ -

КРАДЕТСЯ - …                                    ВОЕТ - …

КУСАЕТСЯ - …

СКАЧЕТ - …

ХИТРИТ - …

ПЕРЕВАЛИВАЕТСЯ - …


 

КОМУ ЧТО ДАДИМ:

МЯСО – ВОЛКУ, МАЛИНУ -…, МЁД - …, МОРКОВКУ - …, ОРЕХИ - …

 

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

 


ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ

ВОЛК (КАКОЙ?) -….                                     

ЛИСА (КАКАЯ?) - …

ЁЖ (КАКОЙ?)- …

 

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:

МЕДВЕДЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) - …

ЛИСА (ЧТО ДЕЛАЕТ?) - …

ЗАЯЦ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) -

 

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

СЛЕД – волчий, лисий, заячий

УШИ – медвежьи,заячьи, беличьи

ГОЛОВА – лосиная, ежиная, волчья, лисья

 

ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК:

 

ПЕРЕХОДИТ          ОТХОДИТ               ОБХОДИТ                ПРОХОДИТ

 

       
       
 

ВХОДИТ                                                                                        ЗАХОДИТ                                                                               

 

СХОДИТ                                 ХОДИТ                                           НАХОДИТ

 

       
       
 
 

УХОДИТ                                                                                            ПОДХОДИТ

ДОХОДИТ                                                                          ПРИХОДИТ

                               ВЫХОДИТ              ПЕРЕХОДИТ

ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов;

 рассмотреть их внешние признаки;

Рассказать о том, где они живут, чем питаются, об их повадках, как добывают пищу;

Закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;

В качестве экскурсии можно посетить зоопарк.

Почитайте стихи, сказки, рассказы, загадки о диких зверях.


Загадать детям загадки

 

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке кур посчитать. Кто это?

 

 

 

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

 

 

По снегу бежит – петляет.

К лету шубку он меняет.

 

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.



 

ХЛЕБ

 

ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: колхоз, колхозник(ца), механизатор, поле, плуг, комбайн, комбайнер, трактор, тракторист, косилка, сеялка, зерно, ряды, колос, мука, хлеб, тесто, выпечка, булка, буханка, каравай, батон, булочка, ватрушка, хлебобулочное изделие, рожь, пшеница, земля, удобрение, элеватор, урожай, уборка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:пшеничный, овсяный, ржаной, богатый, тяжелый, вкусный, ароматный, пахучий, свежий,мягкий, полезный, черный, белый, сладкие, золотые, хлебный.

ГЛАГОЛЫ:сеять, растить, ухаживать, собирать, убирать, пахать, боронить, мелют (зерно), удобрять, косить, стряпать, печь, выпекать, готовить, есть, покупать, продавать, хранить.

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

ОБРАЗОВЫВАТЬ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА: хлебушек, хлебные (крошки), хлебный (квас), хлебница, хлеборезка, хлебороб, хлебопекарня и т.д.

ОБРАЗОВЫВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

Колосок пшеницы – пшеничный колосок

Колосок ржи – ржаной…

Хлеб из пшеницы – тесто из пшеничной муки - …

ПОДБИРАТЬ СИНОНИМЫ:

ХЛЕБ ПО ЗАПАХУ – пахучий, душистый, ароматный….

НА ВКУС ХЛЕБ - …….

НА ОЩУПЬ - …….

НАЗЫВАТЬ ПРОФЕССИИ И ДЕЙСТВИЯ:

Работает на тракторе - тракторист

Пашет   землю - пахарь

Работает на комбайне - комбайнер  

Выращивает хлеб - хлебороб 

ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

Почитайте пословицы, стихи, загадки о хлебе. Побеседуйте о хлебе: откуда он берется, что делают из зерна, муки, теста и т. д.

Загадать детям загадки

 

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь его сперва сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

(Пирог)

И т. д.

МЕБЕЛЬ

ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

ПРЕДМЕТЫ: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, софа, трюмо, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.

ДЕЙСТВИЯ: стоит, двигать (пере, ото, с), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.

ПРИЗНАКИ:деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

ПОДБИРАТЬ СИНОНИМЫ:

СТОЛ (какой?) – круглый, обеденный, журнальный, праздничный, накрытый, широкий, письменный…

КРЕСЛО (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…

КОМНАТА (какая?) – большая, светлая, уютная.детская, солнечная, прямоугольная…

ДИВАН (какой?)…, зеркало (какое?),кухня (какая?)…

СОГЛАСОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ

одно – кресло, два – кресла, пять – кресел.

кровать, 2 – кровати, 5 – кроватей.

1 – стул, 2 – стула, 5 – стульев.

1 – зеркало, 2 – зеркала, 5 – зеркал.

ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

это трюмо, нет трюмо, взять с трюмо, поставить на трюмо.

это стол, нет стола, поставить на стол.

это кресло, нет кресла, сеть в кресло.

СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ 

ДИВАН – СТОЛ                             

ТАБУРЕТ – СТУЛ (КРЕСЛО)

ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

.Рассмотрите домашнюю мебель на кухне, в спальне, гостиной – объясните её предназначение.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРУ «СКАЖИ НАОБОРОТ»

короткий – длинный                          гладкий - шероховатый

узкий – широкий                                  детский - взрослый

высокий низкий                                  светлый - тёмный

мягкий – твёрдый                                чёрный – белый

СОСТАВЛЯЙТЕ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА ЗАГАДКИ-ОПИСАНИЯ

Широкий, высокий, светлый, на четырёх ногах, на кухне.

Высокий, деревянный, тёмный, имеет дверцы, полки.

Широкий, удобный, мягкий, покрыт пледом.

 

НАСЕКОМЫЕ

ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые.

ГЛАГОЛЫ:летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:

БАБОЧКА – КРАСИВАЯ, ЯРКАЯ, ПЕСТРАЯ…

МУРАВЕЙ – МАЛЕНЬКИЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ…

КУЗНЕЧИК - …

ПЧЕЛА - …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:

ПЧЕЛА – ЖУЖЖИТ, ЛЕТАЕТ, ЖАЛИТ, СОБИРАЕТ НЕКТАР…

КУЗНЕЧИК – ПРЫГАЕТ. СТРЕКОЧЕТ…

ОПИСЫВАТЬ ПО ПЛАНУ:                        

НАЗВАНИЕ

ВНЕШНИЙ ВИД

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ

СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

ПОЛЬЗУ ИЛИ ВРЕД ПРИНОСИТ

КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЕТ

СРАВНИВАТЬ:

БАБОЧКУ И ПЧЕЛУ

КОМАРА И МУРАВЬЯ

МУХУ И СТРЕКОЗУ

НАХОДИТЬ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Спросить ребёнка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых.

 Рассмотреть насекомых, их части тела.

  Рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе.

  Рассказать, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

 

ОТГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ:               

 

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

 

На полянке возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

 

 

ОСЕНЬ

ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

ПРЕДМЕТЫ:   осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлёт, урожай, сад, деревья, кусты, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть, озимь, погода, мгла, небо, пора.

ДЕЙСТВИЯ:падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, покидают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут, моросит.

ПРИЗНАКИ: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, увядшие, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

 

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИОСЕНЬ (КАКАЯ?) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…

ДОЖДЬ (КАКОЙ?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…

ДЕРЕВЬЯ (КАКИЕ?), ПОГОДА(КАКАЯ?), НЕБО(КАКОЕ?)…

 

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:

ОСЕНЬ – приходит, наступает, наводит грусть…

ДОЖДЬ – льёт, моросит, идёт, накрывает…

ЛИСТЬЯ – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…

 

ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ПРИЗНАКАМ:

ОСЕННИЙ – день, вечер, дождь, ветер, лес…

ОСЕННЯЯ – погода, ночь, непогода, одежда, сырость…

ОСЕННЕЕ – небо, пальто, дерево, ненастье…

ОСЕННИЕ – каникулы, листья, перчатки, заморозки

ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

 

РАССКАЗ ПРО ОСЕНЬ ПО ПЛАНУ:

-       После, какого времени года наступает осень?

-       Назовите осенние месяцы

-       Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

-       Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?

-       Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

-       Какие праздники отмечают осенью?

 

ПРОЧТИТЕ РЕБЁНКУ СТИХИ ОБ ОСЕНИ:

 

А.С. ПУШКИН, «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ…».

                            «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…».

Ф.И. ТЮТЧЕВ, «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…».

 

А.Н. ПЛЕЩЕЕВ, «ОСЕНЬ НАСТУПИЛА, ВЫСОХЛИ ЦВЕТЫ…».

А.А. ФЕТ, «ОСЫПАЛ ЛЕС СВОИ ВЕРШИНЫ…».

А.К. ТОЛСТОЙ, «ОСЕНЬ! ОБСЫПАЕТСЯ ВЕСЬ НАШ БЕДНЫЙ САД…».

 

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ ОБ ОСЕНИ:

Пусты поля, мокнет земля

Дождь поливает. Когда это бывает?

 

Краса по лесу гуляет

и деревья раздевает.

 

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днём и ночью дождик льёт

Грязь и лужи у ворот.

 

 

 

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ: летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,

водоплавающие, проворный, голосистый.  

 

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ (ПОЧЕМУ?)

СОРОКА, ВОРОНА, СИНИЦА, ЛАСТОЧКА

(ЛАСТОЧКА – ПЕРЕЛЁТНАЯ ПТИЦА, ОСТАЛЬНЫЕ ЗИМУЮЩИЕ)

ЖУК, БАБОЧКА, ПТЕНЕЦ, КОМАР

(ПТЕНЕЦ – ПТИЦА, ОСТАЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ)

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ

журавли – журавлята

грачи – грачата

гуси – гусята

скворцы – скворчата,

утки-, кукушки-, стрижи-…

 

ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬИ?

ЧЕЙ КЛЮВ? у журавля – журавлиный;

   у гуся – гусиный; у утки; у кукушки-; у грача-…

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ

  1. Зимующая или перелётная птица?
  2. Почему их так называют?
  3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
  4. Чем питается?
  5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

 

ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ

 

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка.

                Явился в жёлтой шубке,

                прощайте, две скорлупки.

На шесте дворец,

Во дворе певец,

А зовут его…

 

Белоклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Верный сторож, друг полей.

Первый вестник тёплых дней.

ПОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДИН ИЗ НИХ

СКВОРЦЫ
Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад:

Ну когда же, ну когда же

Наши гости прилетят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели,

Прилетели, наконец!

 

 

ПОЧТА

ДЕТИ  ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   почта, почтальон, почтовый ящик, почтовый вагон, сумка, письмо, телеграмма, посылка, бандероль, открытка, газета, журнал, конверт, марка, адрес, адресат, бумага, сургуч, печать, индекс, оператор.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:вежливый, аккуратный, почтовая, праздничная, поздравительная, домашний, внимательный, старательный, срочная, детский, взрослый, тяжелая, легкая.

ГЛАГОЛЫ: разносить, развозит, разбирает, сортирует, раскладывает, вручает, принимает, пишет, опускает, поздравляет, сообщает, продает, покупает, посылает, отправляет, получает, запечатывать, читать, приклеивать.

ДЕТИ   ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ

ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ПРИЗНАКАМ:

ПОЧТОВЫЙ – голубь, перевод, конверт…

ПОЧТОВАЯ – марка, открытка…

ПОЧТОВОЕ – извещение…

ПОЧТОВЫЕ – марки, работники…

 

ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА:

ПОЧТА – почтальон, почтовый, почтамт…

АДРЕС – адресат, адресный, адресует, адресованный…

ТЕЛЕГРАФ -…, телефон - …

 

ЗАКАНЧИВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НУЖНЫМИ СЛОВАМИ:

 

Почтальон принес письмо (кому?) (маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре…)

В почтовом ящике лежат (что?) (газеты, журналы, письма…)

В ящике нет (чего?) (газет, писем, журналов…)

ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

     РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

     Показать ребенку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика, рассмотреть их.

     Показать ребенку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма.

     Рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города.

     Показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребенком в почтовый ящик, показать посылку.

     Рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста).

     Почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте.

 

 

    Вместе с ребенком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.

 

     ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

 

ЛИСТ БУМАГИ ПО УТРАМ

НА КВАРТИРУ НОСЯТ К НАМ

НА ОДНОМ ТАКОМ ЛИСТЕ

МНОГО РАЗНЫХ НОВОСТЕЙ.

НА СТЕНЕ, НА ВИДНОМ МЕСТЕ

СОБИРАЕТ ВЕСТИ ВМЕСТЕ.

А ПОТОМ ЕГО ЖИЛЬЦЫ

ПОЛЕТЯТ ВО ВСЕ КОНЦЫ.

 

ЧТО ПУТЕШЕСТВУНТ ПО СВЕТУ,

ОСТАВАЯСЬ В ОДНОМ УГЛУ?