Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2110 Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности "Юный умелец"

Опубликовано 25.02.2017

 Дошкольная группа «Теремок» МБОУ «Уваровщинская сош»


 

Дополнительная  образовательная

общеразвивающая  программа 

художественно-эстетической направленности

  «Юный умелец»

 (срок  реализации  программы – 1 год)

 

 

 Автор : Муратова Надежда Алексеевна, методист


 

с.  Ленинское

 2016 год

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Пояснительная  записка

 

       2. Ожидаемые  результаты

       3. Учебный план кружка

 

      4.Календарно- тематическое планирование

 

      5. Критерии  качества  сформированных  умений  и  навыков

        в  художественной  деятельности:

 

      6. Список  литературы.

 

 

                                   1. Пояснительная записка

 

        Направленность,  актуальность,  педагогическая 

     целесообразность   образовательной   программы

 

        Данная  программа  является  образовательной,  модифицированной, 

     социально-педагогической художественной  направленности.

   Программа  «Юный умелец»  вводит  ребенка  в  удивительный  мир  творчества  и  с  помощью различных видов деятельности   дает  возможность  поверить  в  себя,  в  свои  способности.  Программа  предусматривает   развитие  у  детей  изобразительных,  художественно-конструкторских  способностей, нестандартного  мышления,  творческой  индивидуальности. 

      Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в разных видах деятельности.

      Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Конструирование и ручной труд – это продуктивные виды деятельности, где результатом этой деятельности является детский продукт – рисунок или поделка.

       Современные педагоги не без оснований уделяют большое внимание в работе с детьми деятельностью ручным трудом, ведь замечено, что они воздействуют на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение и речь, а следовательно, на развитие интеллекта в целом. Занятия ручным трудом и конструированием может быть полезно в дошкольных образовательных учреждениях благодаря своему всестороннему воздействию на детей.

       В рамках кружка по ручному труду и конструированию  реализуется  содержание  дополнительного  образования,  направленного  на  создание  условий  для  развития  личности  ребенка,   развитие  мотивации  к  творчеству, художественное образование детей.

        Изучение данного курса необходимо для наиболее эффективной реализации идеи эстетического развития воспитанников, которое воздействует на разные стороны личности ребенка, активизирует его личностные усилия. Программа направлена на формирование познавательной сферы, на развитие и саморазвитие, познание и самопознание, возможности творческого самовыражения. Повышение уровня освоения образовательной области «Художественное творчество» стимулирует развитие высших психических функций ребенка,  способствует улучшению зрительно – моторной координации, формитрует эстетический вкус

     В методике обучения ручному труду и конструированию формирование ручной умелости достигается при помощи использования формальных и вспомогательных техник. Это позволяет ребенку поверить в свои силы, создает стабильную ситуацию успеха, формирует интерес к деятельности.

    Практика показывает, что регулярные отчетные и тематические выставки, опыт коллективных работ повышают уровень самооценки детей и являются мощным стимулом к творчеству.

 

 

            Организационно-педагогические  условия

 

    Данная программа предназначена для детей  старшего  дошкольного  возраста. Рассчитана на 1 год обучения.  Занятия  проводятся  1  раз  в  неделю  во  второй  половине  дня,  продолжительностью 25 – 30 мин.

      Требования  к   педагогу.

     Чтобы  успешно  обучить  детей,  необходимо,  прежде  всего, владеть

 знаниями,  умениями  изготовления  разнообразных  доступных  и  посильных для  детей  данного  возраста  изделий,  имеющих  практическую  значимость. 

        В  связи  с  этим  к  педагогу,  реализующему  данную  программу  предъявляются  следующие   требования:    педагогическое  образование,  стаж  работы – не  менее 3  лет,  квалификационная  категория – первая  или  высшая.

    Требования  к  помещению. Занятия  проводятся  в  помещении  группы .Помещение  для  проведения  светлое,  соответствует  санитарно-гигиеническим  требованиям.  В  процессе  обучения  дети  и  педагог  должны  строго  соблюдать  правила  техники  безопасности  труда.

     Методическое   обеспечение  программы.

Построение  образовательного  процесса  по  данной  программе   основано  на  следующих  принципах:

    -  Принцип  наглядности.  Психофизическое  развитие  детей  дошкольного  возраста  характеризуется  образным  мышлением.  Следовательно,  дети  способны  полностью  усвоить  материал  при  осуществлении  практической  деятельности  с  применением  предметной  (образцы  изделий,  практические  упражнения),  изобразительной  (учебно-наглядные  пособия)  и  словесной  (образная   речь  педагога)   наглядности.

Принцип  системности  и  последовательности  в  обучении.  При  строгом  соблюдении  логики  дети  постепенно  овладевают  знаниями,  умениями  и  навыками.  Ориентируясь  на  этот  принцип,  педагог  составляет  учебно-тематическое  планирование  и  все  же  с   учетом  возможности  его  изменения.

Принцип  доступности  и  посильности  в  обучении

Связь  теории  с  практикой.

                                                        

Формы  проведения  занятий:  занятие-игра,  творческая  мастерская,  традиционное  занятие.

Данная программа предусматривает следующие методы  организации  детской  деятельности:

  • Словесные – универсальный метод, с его помощью решаются различные задачи, раскрываются содержание работы. Основные методы слова:

- рассказ - объяснение,  беседа;

- анализ  выразительных  средств  изобразительной  деятельности;

- чтение  книг,  сказка;

-  оценка  продуктов  детской  деятельности.

2. Наглядные методы способствуют более быстрому, прочному усвоению материала, обеспечивают повышение интереса к темам деятельности. К этим методам можно отнести следующие приемы:

- демонстрация  педагогом  приемов  работы;

- показ предметов, иллюстраций,  произведений  художников;

-   демонстрация  произведений  народного  творчества;

-  работа  с  опорой  на  образец  или  технологическую  карту.

3. Практические методы основаны на активной деятельности самих воспитанников. К ним относятся:

-  экспериментирование  с   изобразительными  материалами, обследование предметов,  являющихся  основой  художественного  творчества;

-  овладение  приемами  работы  и  технологическими  процессами.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. Активно-деятельностный  метод.  (при  таком  методе   обучения  дети  приобретают  знания  и  навыки   в  деятельности);
  2. Продуктивные методы. (В этом случае дети  самостоятельно  приобретают  новые  знания  и  навыки,  используя   имеющийся  опыт   в  изобразительной  деятельности);
  3. Поисковые методы. (Дети  принимают  участие  в  коллективной  исследовательской  деятельности,  в  ходе  которой  открывают  новые  знания  и  осваивают  способы  изображения).

 

     Материально-техническое  обеспечение

    При  организации  работы  используется  дидактический  материал.  Он  включает  в  себя  образцы  изделий,  выполненные  педагогом  и  детьми,  рисунки,  открытки  и  эскизы,  специальную  и  дополнительную  литературу,  фотографии  детских  и  профессиональных  работ,  разработку  отдельных  тематических  занятий.

 А  так  же:

-  Столы  для  изобразительной  деятельности, стулья,  подставки

   под  экспонаты,  доска  меловая и  магнитная,

-  бумага  офисная,  цветная  бумага  офисная,  белая  бумага,  цветная, 

   гофрированная,  картон  белый  большой  (ватман)

-  изобразительные  материалы  и  инструменты: карандаши,  фломастеры,  клей  ПВА,  клей – карандаш,  ножницы,  пластилин, стеки, клеенки, разные виды бумаги (цветная, гофрированная, картон белый, цветной, ватманы, газета и др.),  клеевые кисти, бросовый материал (бусины, бисер,тесьма, нитки, ткань, вата, пенопласт, коробки  и др.),

-  природный материал (еловые, сосновые шишки, гербарии трав, цветов, листьев, перья, семена, мох, ветки , скорлупа разных орехов и др.),

-  шаблоны, трафареты, салфетки, баночки под клей,

 

   Цели и задачи:

Цель программы:  развитие  личности  ребенка,  способного  к  творческому  самовыражению  через  овладение  изобразительными  навыками  в  художественной  деятельности.

     Задачи:

Образовательные  задачи:

-  способствовать  овладению  воспитанниками  навыками  художественно-изобразительной  деятельности;

-  обучать  навыкам  работы  с  различным  изобразительным  материалом;

- сформировать  систему  умений  и  навыков   в  художественно-изобразительном   творчестве.

Развивающие  задачи:

- Развивать творческие способности,  эмоциональную  отзывчивость  в  ходе  изобразительной  деятельности;

- Развивать воображение, фантазию, внимание, наблюдательность,  нестандартность  мышления  в  процессе  изготовления  продуктов  детской  деятельности;

    -   формировать  ручную  умелость  и  мелкую  моторику;

     Воспитательные  задачи:

- Воспитывать  партнерские  отношения, чувства личной ответственности,   толерантности  по  отношению  к  сверстникам;

- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.

- Воспитывать и развивать художественный вкус.

  Возраст  детей,  участвующих  в  реализации  данной  дополнительной  образовательной  программы.

Содержание  программы  рассчитано  на  дошкольников  5 -6 лет.

  Сроки  реализации

  Программа  рассчитана  на  1  год  обучения.

 Формы  и  режим  проведения  занятий.

     Занятия  проводятся  1  раз в   неделю во  второй  половине  дня  продолжительностью  25 – 30 мин. 

Основной формой работы является групповая партнерская деятельность.  Так  же  используется  индивидуальная,  подгрупповая  формы.

Формы  проведения  занятий:  занятие-игра,  творческая  мастерская,  традиционное  занятие.

                

      2.  Ожидаемые  результаты

  Прохождение  программы  предполагает  овладение  детьми  знаниями,  умениями,  навыками,  обеспечивающими  в  целом  ее практическую  реализацию:

-  дети  познакомятся  со  свойствами  бумаги  и  ее  возможностями  как  материала  для  художественного  творчества;

-  приобретут  основные  знания  в  области  композиции,  формообразования,  цветоведения;

-  овладеют  основными  приемами  работы  с  бумагой:  складывание,  сгибание,  вырезание,  гофрирование,  склеивание;

-  овладеют  основными  приемами  работы  с  пластилином;

-  научатся  последовательно  вести  работу  (замысел,  эскиз,  выбор  материала 

и  способов   изготовления,  готовое  изделие);

-  научатся  работать  нужными  инструментами  и  приспособлениями;

-  познакомятся  с  основными  видами  работ  из  ткани  (вырезки,  плетения,  аппликация);

- -  познакомятся  с  основными  видами  работ  из  крупы  и природного материала (композиции, аппликации, объёмные поделки);

-  научатся  сознательно  использовать  знания  и  умения,  полученные  на  занятиях  для  воплощения  собственного  замысла  .

-  научатся  самостоятельно  решать  вопросы  конструирования  и  изготовления  работ  (выбор  материалов,  способы  обработки,  умения  планировать,  осуществлять  самоконтроль).

реализацию:

-  дети  познакомятся  со  свойствами  бумаги  и  ее  возможностями  как  материала  для  художественного  творчества;

-  приобретут  основные  знания  в  области  композиции,  формообразования,  цветоведения;

-  овладеют  основными  приемами  работы  с  бумагой:  складывание,  сгибание,  вырезание,  гофрирование,  склеивание;

-  овладеют  основными  приемами  работы  с  пластилином;

-  научатся  последовательно  вести  работу  (замысел,  эскиз,  выбор  материала  и  способов   изготовления,  готовое  изделие);

-  научатся  работать  нужными  инструментами  и  приспособлениями;

-  познакомятся  с  основными  видами  работ  из  ткани  (вырезки,  плетения,  аппликаця);

- -  познакомятся  с  основными  видами  работ  из  крупы  и природного материала (композиции, аппликации, объёмные поделки).

3.

Принят на заседании                                                                        «Утверждаю»

педагогического совета                                                                    Директор МБОУ

Протокол от 06.09.2016 г.№1                                                          «Уваровщинская сош»

                                                                                                            __________Е.Н.Хохлова

 

                                                         Учебный план

                                             кружка «Юный умелец»

                                         дошкольной группы «Теремок»

                                           МБОУ «Уваровщинская сош»

                                          на 2016-2017 учебный год

 

                                                      Направление

                                    Художественно- эстетическое

       Сроки

    проведения

   Виды работ

 Количество    занятий в   

      месяц

    Длительность

         занятий

Сентябрь

Работа с крупой ,макаронными изделиями

             4

              25

Октябрь

Работа с природным материалом

4

25

Ноябрь

Работа с пластилином

 ( пластилинография)

4

25

Декабрь

Аппликация

4

25

Январь

Работа с солёным тестом

Тестопластика

4

25

Февраль

Работа с тканью ,поролоном

4

25

Март

Работа с бросовым материалом (использованные диски, стаканчики из-под йогурта)

4

25

Апрель

Работа с гофрированной бумагой

4

25

Май

Конструирование из бумаги (оригами)

4

25

Итого

 

 

 

36

 900мин/15часов    

 4.

 

 

      Календарно-тематическое планирование

 

                               кружка «Юный умелец»

                  

                      на 2016-2017 учебный год

 

 

 

08.09

Сентябрь

Тема «Крупа-волшебница»

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности работы с инструментами и материалами. Аппликация из риса «Золотая осень».

 

 

 

15.45-16.10

25 мин

 

 

 

Комната для занятий

 

15.09

Беседа и показ   разных видов круп. Фоторамка «Бабочка» (фасоль, гречка, пшено, гуашь)

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

23.09

Композиция «Осенний дождь»

 ( макароны, манка, акварель)

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

выставка

30.09

Аппликация «Зонт» (горох, пшено, рис)

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

 

                        Октябрь

Тема «Удивительный мир природы»

 

 

 

 

06.10

«Старичок- лесовичок» ( шишки, веточки и кора деревьев, жёлуди)

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

13.10

«Бабочка» (листья, лепестки розы, веточки)

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

20.10

«Рыбка» (семена подсолнечника , пластилин, листья деревьев)

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

27.10

«Петух» (листья деревьев , рябина)

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

 

                                Ноябрь

       Тема

«Это чудо- пластилинография»

 

 

 

 

10.11

Лепка «Осьминожка»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

17.11

Коллективная работа «Мой дом»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

выставка

24.11

Беседа о празднике мам, видах цветов. Лепка «Букет для мамы»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

 

 

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

 

Декабрь

Тема  «Удивительный мир аппликации»

 

 

21

01.12

Вводное занятие по аппликации. Беседа о технике безопасности работы  ножницами и другими материалами. Аппликация «Заснеженная ель»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

08.12

Аппликация «Зимняя сказка»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

16.12

Дидактическая игра «Нарядим ёлочку»

Аппликация «Новогоднее чудо»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

23.12

 

«Новогодняя игрушка»

                     

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

 

 

                     Январь

Тема «Тестопластика»

 

 

 

 

12.01.

 «Воздушные шарики»

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

19.01

«Кисть винограда»

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

26.01

«Украсим рукавичку»

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

 

                     Февраль

Тема «Волшебный лоскуток»

 

 

 

 

02.02

Аппликация «Звёздное небо»

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

09.02

Коллективная работа «Аквариум»

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

16.02

Беседа о предстоящем празднике Дня защитника Отечества.

Аппликация «Открытка для папы»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

24.02

Просмотр зимних пейзажей на слайдах. Аппликация «Зимний пейзаж»

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

 

                     Март

Тема «Бросовый материал –полезный материал»

 

 

 

 

02.03

Беседа о празднике  8 марта

« Цветы для мамы» (диски СД, бисер, пластилин)

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

09.03

«Поставка под карандаши» (пластиковые бутылки)

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

16.03

«Котик» (стаканчики из-под йогурта)

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

23.03

 «Ветка вербы»

15.45-16.10

25 мин

 

 

 

                        Апрель

 Тема «Картон и гофрированная бумага»

 

 

 

06.04

«Какие дома высокие!»

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

13.04

Беседа о первоцветах

«Подснежники»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

20.04

«Весенняя ветка»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

27.04

«Бабочка»

 

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

 

Май

 Тема «Творим из бумаги»

 

 

 

04.05

Знакомство с  техникой  «оригами», базовые формы «косынка», «воздушный змей». Оригами «Тюльпан»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

11.05

Оригами «Кошка»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

18.05

Оригами «Уточка»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

25.05

Оригами «Чайка»

15.45-16.10

25 мин

Комната для занятий

 

           

 

   

5.Критерии  качества  сформированных  умений  и  навыков  в  художественной  деятельности:

-  владение  разнообразными  изобразительными  техниками;

-  проявление  творческих  способностей  при  реализации  замысла;

-  владение  разнообразными  изобразительными  материалами  и

   инструментами;

-  совершенствование  мелкой  моторики;

-  владение  навыками  коллективного  труда;

- овладение  процессом  изобразительной  деятельности  (самостоятельная  постановка  цели,  подготовка  материала  для  работы,  планирование  последовательности  действий  для  достижения  результата,  доведение  работы  до  намеченного  результата,  самооценка  продукта  деятельности).

 

 

 

                                            6. Список  литературы:

  1. Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольников», 2007 г.
  2. Дубровская Н.В. «Аппликации из семян и косточек», 2008 г.
  3. Перевертень Г.И. «Сказка из листьев и лепестков», 2008 г.
  4. Агапова И, Давыдова М. «Лучшие поделки из природных материалов», 2009 г.
  5. Агапова И, Давыдова М. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», 2007 г.
  6. Дубровская Н.В. «Большая энциклопедия поделок», 2010 г.
  7. Лесовская С.А. «Герои сказок из пластилина», 2013 г.
  8. А.В. Белошистая,  О.Г. Жукова  «Учебные  пособия  для  занятий  с  детьми  ручным  трудом  («Волшебные  лоскутки»,  «Волшебный  пластилин»,  «Волшебный  поролон»,  «Волшебные  комочки»  и  др.  –М.:АРКТИ,  2008г.
  9. И.А. Лыкова  «Художественный  труд  в  детском  саду».  Учебно-методическое  пособие.-  М.:  Издательский  дом  «Цветной  мир»,  2010г.
  10.   Гурская  И.В.  Радуга  аппликации.-М.:АРТ,  2008
  11. Тарабарина  Т.И.  Оригами  и  развитие  ребенка.-Я.:  Академия  развития,  1997