Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2024 "Русская народная песня как средство обучения выразительному пению". Методическая разработка.

Опубликовано 08.02.2017

 Карагодина Наталья Петровна
МДОБУ Новобурейский д/с "Искорка", п.Новобурейский
музыкальный руководитель


"Русская народная песня как средство обучения выразительному пению". Методическая разработка.

 

Пение — важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач и гармонического развития ребенка, развивает у него интерес и любовь к музыке, углубляет представления об окружающей действительности.

Программа обучения пению в детском саду содержит такие задачи, как формирование устойчивого интереса к пению, обучение выразительному пению, обучение певческим навыкам, развитие голоса и слуха детей.

Для решения этих задач мы опираемся на народные песни как на одно из самых совершенных средств музыкального воспитания.

Чем же привлекает педагогов народная песня? Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор — все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

Программа предусматривает следующие народные песни и попевки в младшей группе: «Ладушки», «Зайчик, ты зайчик», «Петушок».

В работе над песней «Петушок» стремлюсь научить детей петь высоким звуком. Добившись выразительного пения, обращаю внимание всех на вступление к песне. Говорю детям: «Слышите, как звонко пост петушок? Не дает детям спать». Работаю над тем, чтобы дети чисто интонировали седьмую ступень натурального минора. Для этого первое слово «петушок» учу припевать мягко, а второе — выделяя. Когда песня выучена, провожу инсценировку её. Дети поют песенку, сидя на стульчиках, а петушок прохаживается перед детьми, помахивая крыльями. К концу песни дети делают вид, что засыпают, а петушок будит их звонким «ку-ка-ре-ку».

Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народные песни — отличный материал для обучения детей напевному пению.

В средней группе используются народные песни «Дождик, дождик, пуще», «Две тетери»; игры - хоровод «Ходит Ваня», «Гуси вы, гуси».

Пенис песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей четкое произношение. Пропевание слов с частым повторением согласных «д», «и» требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля соль) не отвлекает их внимания на запоминание мелодических оборотов. Этой песней начинаю работу с детьми над динамическими оттенками. Объясняю, что будем постепенноусиливать звук, как порыв ветра усиливает шум дождя. На следующих занятиях использую песню как распевку, пропевая её от ля, си-бемоль, си

Пение песни «Две тетери» позволяет продолжить работу над напевностью исполнения. Мягкая гармония аккомпанемента, связное его звучание помогают напевному пению.

Сложность интонирования зависит от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся устойчивые ступени лада, мелодия с поступенным движением вверх и вниз, мелодия, построенная на удобных интервалах. В песне «Две тетери» первая фраза начинается и заканчивается тоникой, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половины мелодии закрепляем умение детей слышать и воспроизводить голосом поступенное движение мелодии вверх к тонике.

В старшей группе программа рекомендует использовать народные попевки и песни «Чики-чики, чикалочки», «Бай-качи, качи», игры с пением «Ворон», «Васька-кот».

Опевание пятой и третьей ступеней в песне «Чики-чики, чикалочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имен детей побуждает их активно включиться в пение. В течение года использую песню «Чики-чики, чикалочки» в качестве распевки. Так, при разучивании песни «Веснянка» (музыка А. Филиппенко) использую эту попевку, настраивая детей на высокое звучание.

Интонационной особенностью песни «Бай-качи, качи» является повторение мелодии в определенной последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоить гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники.

Очень любят дети игры с пением. Важно, способствовало раскрытию игрового образа. Так, в движения соответствуют тексту песни.

На занятиях со старшими детьми использую ранее выученные народные песни, но ставлю перед ними другие задачи. Например, для чистого интонирования и различения двух соседних ступеней использую песню «Дождик». Попевку «Петушок» использую для определения длинных и коротких звуков. При разучивании песни Ан. Александрова «К нам гости пришли» распевку провожу на песне «Бай-качи, качи» м заостряю внимание детей на возвращении мелодии к основному звуку тоники. Дети при разучивании используют накопленный опыт.

В подготовительной к школе группе рекомендованы песни «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», «Во поле береза стояла»; игры и хороводы: «Заинька», «Как на тоненький ледок»,

чернозем», «Теремок», «Каравай», «Горелки» Репертуар народных песен для подготовительной группы обусловлен тем, что дети к этому возрасту, систематически занимаясь на музыкальных занятиях, имеют уже достаточный опыт в пении, поют без сопровождения. Поэтому введено много игр- хороводов, которые можно исполнять вне занятий. В работе с подготовительной группой также использую ранее выученные народные песни, рекомендованные программой, а также и дополнительно вводимые народные попевки.

Известно, что повторение мелодии на одном и том же звуке представляет некоторую сложность в интонационном отношении. При пенни попевки «Андрей-воробей» ставлю задачу научить детей высоко держать повторяющийся звук. В качестве распевания беру эту попевку, пропевая ее от разных ступеней перед такими песнями, как «Зимняя песенка» (музыка М. Красева), «Встречаем май» (музыка В, Герчик), настраивая детей на высокое слитное звучание.

Пение русских народных песен, сопровождаемых движением, т. е. хороводов, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа, с его песенным прошлым. Хороводы «Калина», «Как на тоненький ледок» являются прекрасными образцами для работы над выразительностью пения, т. е. песня с динамическими оттенками, с правильным звукообразованием и дыханием.

Народные песни поются детьми не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатели всегда находят момент, когда можно использовать пение. Например, пошел дождь, воспитатель предлагает детям спеть русскую народную песню «Дождик, дождик, пуще». В группе, играя, дети поют полюбившиеся им попевки, потешки, прибаутки.

Кроме того, мы используем народные песни и хороводы в развлечениях и праздниках. Так на первомайском утреннике дети водят хоровод «Земелюшка-чернозем». Перед разучиванием этого хоровода объясняю, что его придумал народ и исполнял, выходя на гулянья. Во время развлечения летом в лесу дети исполняют песню «Во поле береза стояла», которая оставляет в их душах глубокий след, радость общения с природой через песню.

Русские народные песни прочно вошли в жизнь детского сада. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию.