Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2023 "Волшебный мир музыки". Методическая разработка.

Опубликовано 08.02.2017

Карагодина Наталья Петровна
МДОБУ Новобурейский д/с "Искорка". п.Новобурейский
музыкальный руководитель

"Волшебный мир музыки". Методическая разработка.

                                                                    

 

                  В старшей возрастной группе дети слушают более сложные, чем ранее, музыкальные произведения, в которых преобладает выразительное начало. Определяя общий характер произведения, ориентируются уже на несколько средств выразительности. Гораздо больше детей, чем в предыдущей возрастной группе, воспринимают его музыкально - мелодическую сторону; значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки, что ведет к появлению внемузыкальных образов и ассоциации. Если занятие построено правильно, дети начинают слышать процесс развития музыкального образа в произведении.

В группах старшего дошкольного возраста наряду с общими задачами развития музыкального восприятия (речь идет о формировании эмоциональной отзывчивости на музыку, умении ее слышать, анализировать и интерпретировать; формирование запасов музыкальных впечатлений) могут быть поставлены и задачи специальные. Речь идет о формировании необходимого объема теоретических сведений о музыке - обобщенным представлением о жанре - ключевом понятии как музыкальном, так и любого другого искусства. Например, общее понятие «танец» конкретизируется в хорошо известных детям жанрах вальса, польки, народного танца. Разумеется, теоретически сведения музыкальный руководитель дает в очень небольшом объеме и только после того, как дети приобретут соответствующие эмпирический опыт. Форма преподнесения - максимально доступная и интересная - не всегда в виде готовой информации. Необходима своего рода активизирующая и развивающая «поисковая ситуация», в ходе которой дети самостоятельно «добывают знания». Она может включать вопросы, предваряющие музыкальное восприятие; постановку той или иной задачи, которая решается прослушиванием музыкального произведения; совместный со взрослым анализ музыкальной пьесы. Тем самым дети самостоятельно открывают для себя признаки того или иного жанра, размышляют о роли различных выразительных средств в создании музыкального образа и т.д.

Музыкальный опыт у детей накапливается и обобщается благодаря знакомству с новыми произведениями и возврату к прежним, уже известным. Жанр вальса, например, представлен в программе новыми произведениями и возрасту к прежним, уже известным. Жанр вальса, например, представлен в программе новыми сочинениями - «Вальсов цветов» П. Чайковского, «На прекрасном голубом Дунае» И. Штрауса, вальсами Ф. Шопена до


диез минор, ля минор и уже известными «Вальсом снежных хлопьев» П. Чайковского и «Вальсом - шуткой» Д. Шостаковича.

В старшем дошкольном возрасте дети получают также представление о делении музыки на вокальную и инструментальную; знакомятся с различными формами исполнения вокальной музыки (соло, ансамбль, хор), типами хоров (детский, смешанный), тембром женского голоса (сопрано); узнают новую информацию о некоторых известных им инструментах - скрипке, флейте, гобое, кларнете - и получают представление о незнакомой им пока арфе, знакомятся с выразительными возможностями их звучания: соло, в ансамбле или оркестре, с их строением, историей создания. Так, знакомство со скрипкой предполагает прослушивание скрипки (соло) в «Каприсе» Н. Паганини, ансамбля скрипке и фортепиано в «Мелодии» К. В. Глюка, скрипок в составе симфонического оркестра (В. А. Моцарт, «Музыкальная шутка»; И. Штраус, «На прекрасном голубом Дунае» и др.)

Помимо более полной информации о жанрах, дети получают представление и о музыкальных формах: двухчастной - на примере любой известной песни, имеющей запев и припев; трехчастной - на примере пьесы Л. Бетховена «Весело - грустно», «Грустной песенки» В. Калиникова, «Подснежника» П. Чайковского и др. на седьмом году жизни знакомятся с более сложной формой музыки - рондо. Яркие примеры этой формы - «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта и «Маленькое рондо» С. Слонимского. К анализу формы музыкального произведения музыкальный руководитель обращается только в тех случаях, когда ее осознание детьми способствует лучшему пониманию содержания музыки. Не столь важно скрупулезно подсчитать количество частей в пьесе - гораздо существеннее, чтобы дети, получив представление о ее форме, лучше восприняли контраст настроений, почувствовали и пережили характер музыкального образа.

В работе со старшими дошкольниками, как и с малышами, один из ведущих методов - сравнение. Сравниваются контрастные по настроению пьесы (0. Ананьева, «Плакса» и «Весельчак»), ярко контрастные музыкальные темы. Это может быть современная пьеса В. Гаврилина «Мальчик гуляет, мальчик зевает», музыкальные образы которой настолько ярки, что позволяют зримо представить веселого мальчугана с мгновенно меняющимся настроением и самостоятельно определить ведущие средства музыкальной выразительности. Хорошо сравнить и две контрастные по характеру музыкального образа пьесы «сказочной» тематики - «Бабу Ягу» П. Чайковского и «Дюймовочку» С. Слонимского.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность слышать процесс развития музыкального образа. Но способность эта проявится только е том случае, если музыкальный

руководитель при прослушивании будет обращать внимание на изменение характера образа, динамику его развития. Исключительно важен подбор репертуара. Это должны быть произведения, имеющие программное содержание, зримодейственные, театральные: фрагменты сценических произведений - опер и балетов («Руслан и Людмила» М. Глинки; «Сказка о царе Салтане» Н. Римского- Корсакова; «Щелкунчик» П. Чайковского; «Золушка» С. Прокофьева и др.), произведения камерной и симфонической музыки, имеющие театральную основу или тяготеющие к театрализации («Картинки с выставки» М. Мусоргского; «Пер Гюнт» Э. Грига и др.). Весьма благодатный материал для восприятия процесса развития музыкального образа - музыка опер и балетов, предназначенная для сценического воплощения; в ее основе лежит определенный сюжет, последовательность событий. Музыкальный руководитель знакомит детей с сюжетом до прослушивания того или иного музыкального фрагмента. Тем самым он в значительной степени активизирует восприятие - дети имеют возможность следить за динамикой музыкального образа. Замечательный пример - фрагмент «Па де шаль» (*Танец с шалью») из балета «Золушка» С. Прокофьева. Его сюжетная драматургия включает в себя четыре узловых момента, которые можно схематично обозначить как «Вышивание шали» - «Ссора» - «Жалоба» - «Танец». Дети знакомятся с сюжетом музыкального фрагмента и его основными темами. При повторных прослушиваниях они легко слышат и комментируют развитие музыкального образа: «сестры вышивают», «дерутся», «упали», «жалуются», «танцуют».

Театральностью в широком смысле этого слова обладают многие произведения камерной и симфонической музыки. Буквально пронизано ею гениальное сочинение М. Мусоргского «Картинки с выставки». По словам Т. Курышевой, композитор каждую картину перевел в действие, событие, наполнил специфическим движением, ассоциативно связанным с изображением, то есть проявил себя не только как композитор-живописец, но и как композитор - режиссер. Так, «Избушка на курьих ножках» рисует фантастический образ Бабы Яги: в музыке слышатся и постукивание костяной ноги, и лихой полет в ступе с помелом, и завораживающее колдовство (средняя часть). Перед прослушиванием пьесы музыкальный руководитель предлагает детям подумать, о чем может рассказывать музыка, которая сейчас прозвучит; обращал внимание на развитие музыкального образа, задает вопросы («Послушайте внимательно, изменится ли настроение музыки»; «Если изменится, то как?»; «Где меняется - в середине, в конце?»), Заметим: ориентировка на процесс развития музыкального образа не имеет ничего общего со стремлением «объяснить» любое музыкальное произведение, обязательно «снабдив» его сюжетом: «Вот здесь птички поют, а здесь

бабочка полетела». Педагог отбирает только те произведения, которые содержат яркую динамику, яркую сюжетную основу. Такая музыка помогает «увидеть», по словам Д. Кабалевского, что «происходит» в музыке, а впоследствии «перенести» умение слышать динамический характер музыкального образа на музыкальные произведения, не обладающие столь яркой театральностью.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа и над интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия. На ряду с прослушиванием, пропеванием мелодии и её анализом, моделированием движением руки её направления, педагог часто даёт детям задание самостоятельно подобрать мелодии на музыкальных инструментах. Всё большее количество произведений после прослушивания и анализа он «передаёт» в другие разделы программы - «Музыкальное движение» и «Игра на детских музыкальных инструментах», что будет способствовать более глубокому пониманию и запоминанию музыки. Так, дети замечательно воспроизводят в движении «Вальс-шутку» Д. Шостаковича, пьесу В. Гаврилина «Мальчик гуляет, мальчик зевает», в оркестре - «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта, «Маленькое рондо» С. Слонимского и др.

Самые яркие, любимые детьми музыкальные произведения могут быть включены в сценарии праздничных утренников. Праздники в детском саду - это незабываемая страница в жизни ребёнка, богатый источник его впечатлений. Высокохудожественная музыка (например, пьесы В. Ребикова из цикла «Игрушки на ёлке» - «Кукла в сарафане», «Паяц», «Игра в солдатики»; П. Чайковского - «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», «Вальс снежных хлопьев», «Трепак», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; В.А. Моцарта - «Хор» из оперы «Волшебная флейта») способна оставить заметный след в душе ребёнка. При этом важно сохранить единство стиля, по возможности используя произведения одной эпохи, одной национальной школы и т.д. На празднике может быть использована русская музыка XIX века — сочинения П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, В. Ребикова, А. Гречанинова и др. Утренник можно целиком построить на музыке какого-либо одного композитора - Э. Г рига, С. Прокофьева и др.

Хотим обратить внимание музыкальных руководителей: низкопробные эстрадные песни исключаются.

Для того чтобы дети запоминали музыку, которую они слушали, чтобы у них появлялись любимые произведения, необходимо возвращаться к прослушанным пьесам, решая при повторении более сложные задачи. Одна из эффективных форм «повторения пройденного»- музыкальная викторина, которая позволяет педагогу определить, в какой мере дети овладели материалом, какие произведения запомнили, а к каким сочинениям

нужно вернуться. Дети очень любят играть в «музыкальные загадки» Игра-викторина проводится в конце занятия по слушанию музыки два-три раза в месяц.