Валитова Рима Калимулловна
Воспитатель
с. Булгаково, Уфимский р-н,
Башкортостан
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Развитие речи является одной из важных задач в дошкольном воспитании, потому что это тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Именно поэтому, я выбрала тему по самообразованию: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
В младшем возрасте начинаю свою работу с детьми с малого, просто играю персонажами настольного кукольного театра, постепенно сыграть некоторых героев доверяю детям. В данном возрасте игры с предметами и манипуляция с ними - основной вид деятельности, поэтому дети не осознают своих действий, а выполняют их беспорядочно. На следующем этапе малыши, с моей помощью, изображают героев, имитируя движения и звукоподражания. Некоторые дети, начинающие хорошо говорить, уже сами проговаривают часть слов совместно со мной.
Участвуя в театральной деятельности, дошкольники знакомятся с окружающим миром, через образы, звуки, краски, учатся думать, анализировать, делать вводы. Играя роль, артист ясно, четко произносит диалог персонажа. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
Во время подготовки детей к постановке произведения, идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, обогащение активного и пассивного словаря.
Основная роль в организации театрализованной деятельности в детском саду ложится на воспитателя. Ему необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к превращениям, как настоящему актеру.
Важно понимать, что театрализованная деятельность наиболее эффективна совместно с воспитательно - образовательной работой. Например, на занятиях изобразительной деятельностью у малышей гораздо больший интерес вызовет процесс рисования репки, выросшей на глазах, которую дружно вытянули герои известной сказки, чем рисование простого овоща. Или с помощью театра более доступно можно показать чему может привести непослушание, на примере постановки сказки «Гуси – лебеди», чем очередная беседа о правилах поведения.
Чтобы не угас интерес детей к театру, необходимо выполнять ряд условий:
- учить детей вслушиваться в художественное слово. Чаще обращаться к потешкам, попевкам и т.д.
- постоянно воспитывать у детей интерес к театральной деятельности. На занятиях чаще разыгрывать сценки, «приглашать в гости» различных персонажей.
- систематически заботиться об оснащении театрализованных игр: обновлять театральные игрушки, изготавливать самодельные декорации, костюмы.
- уметь грамотно подбирать литературные произведения для театрализованных игр.
Таких правил я придерживаюсь, работая над развитием театрализованной деятельности в моей группе. Я очень надеюсь привить любовь детей к театру, а в будущем, чтобы это стало ярким воспоминанием детства, и речь моих воспитанников стала богатой, красивой, грамотной.