Тандалова Анна Николаевна,
МАДОУ "Лукоморье", ЯНАО, г. Ноябрьск,
старший воспитатель,
«Развитие пространственной ориентации дошкольника посредством мини-робота BEE - BOT»
СКАЧАТЬ (презентация)
О чем мечтают дети,
На всей, на всей планете?
Мечтают путешествовать,
И новый мир познать,
Простых вещей основу,
И таинства узнать!
Сегодня воспитание и образование детей невозможно представить без использования технических и компьютерных средств.
Использование технических средств в обучении – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс имеет много преимуществ, например,
- использование технических средств в совместной и самостоятельной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Нами было отмечено, что использование интерактивных средств обучения вызывает обширный интерес у детей за счёт реалистичности изображения, использования анимации, а если есть интерес, то появится желание впитать в себя новую информацию. Практика показала, что при систематическом использовании интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы с детьми значительно повышается.
• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности;
- использование интерактивных средств также помогает закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности.
Одной из таких средств является интерактивная игрушка мини-робот Bee-Bot "Умная пчелка", которая активно используется воспитателями нашего ДОУ в воспитательно-образовательном процессе. И я предлагаю Вам с ней познакомиться.
Bee-Bot это программируемый робот, предназначенный для использования детьми от 3 до 7 лет. В процессе игры с умной пчелой, у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать. Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Как выглядит пчелка - робот, и что она умеет?
Возьмите пчёлку в руки. На прочном корпусе (на спинке) размещаются яркие кнопки, позволяющие программировать робота. Давайте узнаем, что они означают:
↑ |
Вперед |
↓ |
Назад |
← |
Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против) |
→ |
Поворот направо на 90° |
II |
Пауза продолжительностью 1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой) |
Х |
Очистить память (перед тем как программировать пчелу на следующие действия, нужно очистить память) |
GO |
Запустить программу (как только задан график передвижения пчелы нажимаем кнопку ГОУ) |
Также присутствуют элементы управления мини-роботом Bee-Bot на брюшке «пчелы»:
USB charging socket |
Гнездо для зарядки (USB) - заряжается от USB-порта компьютера или практически любым зарядным устройством от современного сотового телефона |
OFF/ ON |
ОТКЛ. / ВКЛ. |
POWER |
ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ |
SOUND |
ЗВУК (Если запрограммированное действие выполнено верно, то у пчелы-робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение.) |
Предлагаю вам освоить игру с мини-роботом. «Жила-была пчелка. Звали ее Полосатик... однажды она решилась и улетела из своего домика. Во время путешествия Полосатик увидела и узнала много интересного, преодолевая различные опасности. А сегодня пчелка прилетела в гости к нам. Познакомимся с ней поближе».
- Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.
- Я пришла к вам не одна, а с друзьями. Попробуйте отгадать с кем (загадка: Села на цветок. В цветок – хоботок! Нектару взяла. Сзади игла.) Как вы думаете, что у меня в руках? (достаю пчёлок из улья) Хотите с ними подружиться? (ответы. Раздаю по пчелке) Давайте придумаем своим пчелкам имя? (ответы)
- Ребята! В цветочной стране, где живут наши пчелки, случилось несчастье, подул сильный ветер, и с радуги сдуло все цвета, и разбросало по полю. (показываю поле с потерянными цветами радуги)
- А вы, хотите помочь Радуге найти свои цвета? Как вы думаете, кто нам может в этом помочь? (ответы)
- Правильно, нам помогут пчелки. Но пчелки у нас не обычные, сами по себе они двигаться не могут, и мы должны им помочь. Чтобы наша пчелка поехала (полетела) мы должны ее запрограммировать. Одна клеточка – это один шаг (стрелочка вперед), сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево» и стрелочку «вперед». После того как мы задали нужную программу нажимаем «ГОУ» (старт). А когда мы приедем туда, куда нам нужно мы должны нажать на «сброс» иначе наша пчелка запомнит и старую программу и новую.
- У радуги свои цвета. Какие это цвета? (ответы)
- Хотите попробовать собрать цвета радуги? (ответы) Какой цвет у нас первый? (ответы) Идем к красному цвету. По какому пути должна поехать пчелка? (Показываю на личном примере, как правильно задавать алгоритм движения пчелы.)
- Ребята, все цвета мы с вами собрали.
- Наша радуга собралась. Что было интереснее всего? (ответы). А какие сложности у вас возникли? (ответы)
- Ребята, поблагодарим наших пчелок. Какие слова благодарности мы знаем? (ответы). А вы, хотите, чтобы пчелки пришли к нам в гости еще? (ответы. Убираю пчёлок в улей).
- СПАСИБО ЗА РАБОТУ.
Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – коврики. Они позволяют придумать "Пчелке" разные приключения.
Коврики предназначены для контроля прохождения заданных точек на карте.
Давайте рассмотрим их. Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, стороны которых равны одному шагу робота. Шаг команды линейного перемещения 15 см.
Коврик («Ферма»). Знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур
Коврик («Остров сокровищ»). Этот коврик выполнен в виде пиратской карты. Он послужит полезной отправной точкой для изучения различных аспектов и целей ИКТ.
Коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.
Коврик «Город». Составляем несложные программы для мини-робота с использованием дорожных знаков.
Мы сами подготовили различные тематические коврики-«поля». Например, коврик «Номера» выполнен в виде дорожки с цифрами, что ускоряет распознавание цифр, их последовательность и обучение счету от 0 до 10; универсальные карточки по темам («Домашние и дикие животные», «Русский алфавит»). В дальнейшем ассортимент создаваемых игровых полей-ковриков регулярно будет пополняться, в зависимости от целей и задач педагога, от деятельности или интересов детей.
А теперь давайте проявим фантазию. Я предлагаю одной группе из предложенных карточек («Чей домик») создать коврик, дать ему название, сформулировать цель; второй группе придумать задание и проложить маршрут пчёлке.
Можно с уверенностью сказать, что внедрение мультимедийных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, позволяя оптимизировать и индивидуализировать обучение детей, создавать в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха. Возможно, заинтересовав их до школы программируемым мини-роботом «Умная пчела», в дальнейшем мы увидим специалистов, способных воплощать в жизнь смелые и сложные инженерные идеи.