Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1745 «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Опубликовано 21.12.2016

Краснопёрова Оксана Анатольевна
воспитатель
МАДОУ ДС № 3 г. Благовещенска "Надежда"
Амурская область., г. Благовещенск

«Коррекционно-педагогическая работа

по физическому воспитанию детей дошкольного возраста

с нарушением зрения»

 

Дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии от своих сверстников. Отклонения в физическом развитии у них встречается в 3-4 раза чаще, чем у здоровых сверстников, причинами которых являются: снижение двигательной активности, сложности зрительно-двигательной ориентации,

недостаточная двигательная подготовленность.

Особенности физического развития могут проявляться в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки.

Дети с нарушением зрения также отстают в развитие движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение, голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп не равномерный, сложность сохранения

прямолинейности движения. Чаще это связано с сужением поля обзора из-за выключения одного глаза из акта зрения в период окклюзии, а также с нарушением стереоскопического видения при монокулярном зрении, что очень осложняет пространственную ориентировку. При ходьбе и беге

нарушается координация рук и ног, равновесие, снижается длина шага, скорость бега.

Специфика движений у детей проявляется в овладении лазанием, прыжками, действиями с мячом, метанием в цель, где основными показателями являются: сохранение равновесия, согласованность движения рук и ног, уровень зрительного контроля за движением.

Из этого следует, что нарушение зрения сдерживает формирование зрительно-двигательных взаимосвязей, что отрицательно сказывается на овладении движениями. Характер двигательных нарушений связан также с отсутствием или неполнотой представлений о пространстве и во многом

зависит от степени амблиопии.

Необходимо помнить о том, что снижение сенсорной информации, сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает значительные затруднения у детей во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной

ориентировке. Поэтому все коррекционные упражнения, направленные на тренировку зрительных функций, развитие зрительного восприятия, формирование представлений о предметах и явлениях, развитие зрительного внимания, памяти, ориентировки в пространстве способствуют развитию

нарушенных двигательных функций, зрительно-двигательной координации.

Можно выделить различные направления коррекционно-педагогической работы:

1. Лечебно-восстановительное направление.

Оно заключается в коррекции нарушенной осанки, укреплении опорно-двигательного аппарата,

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в исправлении и профилактике плоскостопия.

Эти задачи решаются, прежде всего, на занятиях лечебной физкультурой, на общих физкультурных занятиях, а также в группах воспитателями. В каждой группе в физкультурных уголках имеются специальные атрибуты.

Также необходимо следить за осанкой, посадкой детей, за соответствием мебели росту детей.

Большое значение имеет проведение воспитателями оздоровительных пауз, гигиенических разминок, дыхательной гимнастики и самомассажа. что положительно влияет на общее функциональное состояние здоровья детей.

2. Повышение уровня развития основных движений и физ. качеств (быстроты, точности, скорости, ритмичности, координации, динамического и статического равновесия).

Прежде всего, необходимо формировать правильные зрительные представления о движениях.

Эту задачу решают не только руководители физ. воспитания, но и воспитатели, и тифлопедагоги на коррекционных занятиях, используя специальные формы работы:

• различные куклы (объемные, шарнирные, плоскостные);

• рисунки, изображающие различные позы человека при движении (цветные, силуэтные, контурные);

• пиктограммы или графические схемы движений.

Использование таких пособий дает возможность моделировать различные движения по памяти, образцу-схеме, показу сосредотачивать взор на движениях, выполняемых куклой, моделировать движения в пространстве, воспроизводить их самому.

В овладении различными движениями детям также помогают валеологические знания о своем теле и организме. Наш сад уже не первый год работает в этом направлении, основной целью которого, является проживание детям потребности в здоровом образе жизни и необходимости беречь и укреплять свое здоровье.

На валеологических занятиях мы знакомим детей со строением тела, мышцами, костями, суставами, с кровеносной и дыхательной системами, с работой анализаторов и правилами правильного отношения к своему организму.

Эти знания помогают детям в овладении движениями на физ. занятиях, повышают познавательный интерес, побуждающий к движениям, двигательную активность детей.

В блоке экологических знаний мы формируем у детей понятие о том, что человек — есть часть природы и у человека много общего с животными. Формируя представления о животном мире, мы обязательно обращаем внимание детей на огромные двигательные возможности животных, развиваем восприятие животных в различных позах, учим детей узнавать действия, настроение, состояние животного по их позе.

Эти знания и сформированные представления помогают детям на занятиях физкультурой перевоплощаться в животных, воспроизводить их позы в движениях, помогают снять мышечное напряжение, двигаться свободно, раскованно, что в свою очередь способствует коррекции двигательных навыков и физ. качеств движений.

3. Развитие ориентировки в пространстве

Это, прежде всего формирование навыка пространственной ориентировки, умения соизмерять собственные движения в пространстве и окружающие объекты. Навык двигательной ориентировки вырабатывается на основе сформованных представлений о различном положении тела и предметов в

пространстве, а также различных пространственных направлениях. На физ. занятиях используются различные зрительные и слуховые ориентиры, схемы - пути.

Развитая ориентировочно-двигательная деятельность способствует преодолению недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства) и повышению двигательной активности детей.

4. Активизация зрительных функций через активную двигательную деятельность детей.

Это, прежде всего развитие глазодвигательных функций: фиксации взора и прослеживающей функции, цветоощущений, зрительного контроля за движениями, зрительнодвигательной координации, развитие восприятия признаков предметов, зрительного внимания и наблюдательности.

В организации зрительного восприятия на занятиях физ. культуры необходимо:

  • Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, знакомства с оборудованием).
  • Формировать умение наблюдать (вычленять важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности).
  • Предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии, чтобы не рассеивать внимание детей и не создавать напряженность при восприятии.
  • Учитывать индивидуальные возможности детей.
  • Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию.
  • Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, т.к. боязнь снижает точность восприятия и его полноту.
  • Обеспечивать выбор пособий, соблюдать требования к оборудованию: мячи, гимнастические палки, обручи имеют специальные метки для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа. На канатах, веревках, скакалках также имеются специальные обозначения в виде полоски, которые помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать движения руки и

ноги, определять направления при движении и свое положение в    пространстве.    

 

 

Развитию зрительного восприятия у детей способствуют подводящие дорожки к снарядам, месту игр и движений, что помогает детям двигаться уверенно без зрительного напряжения, сохранять правильную осанку и положение головы.

Для развития зрительных функций и коррекции двигательных нарушений используются мишени для метаний разной цветовой насыщенности плоскостные, объемные разные по форме.

Необходимо дифференцированно подбирать мишени для детей с разной остротой зрения:

  • Для детей с высокой степенью амблиопии цель должна быть с ярким четким контуром или полностью окрашенным, диметром 50-60см.
  • Для детей со средней степенью амблиопии – со слабо выраженным контуром, диаметром 25-40см.
  • Для детей со слабой степенью амблиопии – без контура, диаметром 25-30см.
  • Расстояние во всех случаях должно быть одинаково.

Причем, формирование различных способов восприятия движений должно протекать при опоре, как на зрительные, так и слуховые и кинестетические функции.

Развивая осязание и слух, мышечное чувство, легче добиться того, чтобы дети справлялись с различными заданиями. Поэтому на физ. занятиях необходимо использовать такие ориентиры, которые способствовали бы развитию слуха и осязания. Например, при ходьбе по ограниченной

плоскости можно использовать мягкие дорожки, сделанные из поролона, чтоб ребенок ногами ощущал ограниченное пространство. Дети хорошо ориентируются на различные звуковые сигналы (хлопки, улары в бубен, звон колокольчика, разные музыкальные звуки).

Выбор таких атрибутов особенно оправдан при работе с детьми с окклюзией, когда дети оказываются в состоянии искусственного слабовидения и слепоты, с трудом ориентируются в пространстве, боятся двигаться. Движения их скованны, неуверенные. Дети не всегда видят, как

правильно выполнить движение, в связи с этим нервная система испытывает большую нагрузку, путем сокращения количества повторений, дистанций, снижения темпа выполнения упражнений.

Большое внимание необходимо уделять детям, имеющим медицинские противопоказания.

При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая близорукость, заболевания сетчатки) противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками. Под особым наблюдением во время занятий должны находиться дети, которые оперированы по поводу косоглазия, этим детям противопоказаны

упражнения с резкими и значительными усилиями и метанием в цель. Таким детям чаще следует устраивать зрительный отдых. Таким образом, на занятиях необходимо соблюдать дифференцированный подбор атрибутов и дифференцированную физ. нагрузку.

В заключении важно заметить то, что, корригируя двигательную систему детей, исправляя вторичные отклонения опорно-двигательного аппарата, повышая двигательную активность детей, мы способствуем развитию дыхательной и кровеносно-сосудистой систем. Организм ребенка лучше насыщается кислородом. Кислород поступает в достаточном объеме в мозг ребенка, что способствует улучшению кровообращения сосудов головного мозга и питания глазного дна, что в свою очередь улучшает работу зрительного анализатора, ускоряет лечебный процесс.