Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1714 Статья на тему из опыта работы "Литературные вечера как одна из эффективных форм совместной деятельности педагогов, детей и родителей по социально - коммуникативному и художественно - эстетическому развитию детей"

Опубликовано 17.12.2016

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска Детский сад № 117 комбинированного вида «Дружная семейка»,

630005, г. Новосибирск ул. Крылова, 42 ,

тел./факс: (383) 224-92-07, 224-92-83 E-mail: sadik117@gmail.com

 

 

Статья на тему из опыта работы:

«Литературные вечера как одна из эффективных форм совместной деятельности педагогов, детей и родителей по социально-коммуникативному и художественно - эстетическому развитию детей»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

 

Подготовили: Федорова Т.Е.

Чумадевская Н. В

 

 

г. Новосибирск, 2016

 

         Актуальность: если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)

         Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» – так можно перефразировать мудрое изречение.

Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает им. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его. М. Горький писал: «Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир».

         На сегодняшний день снизился интерес к чтению книги. Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни; в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях; важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.

С целью формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении стихотворений, сценок и т.д.  мы стали проводить целенаправленную работу в этом направлении.

Задачи

  • воспитывать интерес к детской литературе и чтению;
  • формировать эстетический вкус путем знакомства с наследием русских писателей и поэтов;
  • развитие художественно-творческих склонностей и задатков, через художественные произведения;
  • способствовать сближению детей и родителей через проведение совместных вечеров;
  • привлекать родителей к совместной работе по формированию у детей интереса и потребности к чтению.

 

         В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге мы в своей группе создали книжный уголок.

                

Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. В книжном уголке периодически меняем материал (литературу, картины, портреты, учитывая связь с воспитательно-образовательной работой в группе). Так же организовываем тематические выставки. Тематику выставок связываю с предстоящим праздником, с юбилеем писателя.

 Для более детального ознакомления детей с детскими писателями мы с  помощью родителей приобрели в книжный уголок «баннер»  с фотографиями поэтов и писателей.

Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит игре – важнейшему для них виду деятельности.

         Использование дидактической игры в работе по ознакомлению с художественным произведением помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей, поддерживает активный интерес к литературным произведениям. Это дает основу для самостоятельности, творческой активности.

         Настольно-печатные дидактические игры — интересное занятие для детей. Много радости доставляет детям моей группы игра в детское домино «Герои сказок», составление разрезных картинок (пазлов) с изображением сюжета из знакомых детям сказок. Также проводим дидактические игры: «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?», «В мире сказок», «Вспомни прозвище», «Отгадайте название русской народной сказки по иллюстрации», «Сказочные клубочки», «Скажи наоборот».

                 

         В игру «Скажи наоборот» мы предлагаем детям поиграть, она закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание. Задание: мы называем слова с противоположным значением, и по этим словам детям нужно угадать настоящее название сказки («Мышь в лаптях» – «Кот в сапогах», «Рассказ о простой курочке» – «Сказка о золотом петушке», «Один из Молоково» – «Двое из Простоквашино», «Знайка в лунной деревне» – «Незнайка в Солнечном городе», «Суп из молотка» – «Каша из топора»).

         В своей работе мы используем малые фольклорные жанры, они обогащают образную сторону речи детей. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. Предлагаем детям отгадать загадки, вспомнив героев любимых сказок.

         В работе с детьми, по приобщению к художественной литературе, немаловажную роль играет сказка. Дети с удовольствием слушают сказки. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Для придумывания сказок вместе с детьми, мы используем такие методы: «Салат» из сказок, продолжение начатой сказки, сказки «наизнанку», сказки по-новому. Эти методы помогают по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Предлагаю вам попробовать сочинить сказку по-новому. Вам нужно вспомнить одну из известных сказок. Можно оставить прежних героев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж, или привнести новую информацию. Сказку выбирайте по-своему усмотрению.

            

         Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценировка. Мы привлекаем детей к участию в драматизации. Используем такие виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

         Часто применяем игру «Расскажи стихи руками». Дети любят повторять движения за взрослыми, на чем как раз и основывается принцип игры. Такие стихи мы используем, как небольшую разрядку на занятиях, так и в качестве воспитательного момента: стараюсь подбирать стихи на определенные темы, чтобы заучивая слова с движениями, дети запоминали как надо, к примеру, вести себя в той или иной ситуации.

         Также развитию детей в области литературы способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины.

          

         Для того чтобы у детей нашей группы было больше возможностей рассказывать стихотворения, участвовать в различных сценках, в театрализации - было принято решение проводить литературные вечера, куда были вовлечены и родители. Таких вечеров было несколько. Дети с удовольствием принимают участие совместно с родителями. Помимо тематических литературных вечеров мы проводим в группе разные развлечения с привлечением родителей, дедушек и бабушек.

         Итогом нашей работы, по данной теме, можем  назвать следующие результаты:

- в группе имеются соответствующие условия для развития интереса и любви к книге, создан книжный уголок, постепенно пополняется книжный фонд;

- у детей появился постоянный интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного;

- дети знают многие литературные произведения;

-      родители стали активными помощниками, участниками совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

Результаты  по социально-коммуникативному развитию:

Привлекая детей принимать участия в совместных мероприятиях, у детей развивается:

- Творческие способности;

- Детская инициатива;

- Самостоятельность;

- Нравственные понятия;

- Нормы поведения.