Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Центр развития ребёнка – детский сад № 21»
Принято:
На заседании МС
МБДОУ «ЦРРДС №21»
протокол № ____ от «___» ____2016 г.
Руководитель МС
Череповская О. В.
План по самообразованию воспитателя
Ивановой Юлии Викторовны
Тема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи
в среднем дошкольном возрасте»
СКАЧАТЬ (с таблицами)
2016-2017 учебный год
(средняя группа)
Анжеро-Судженский, ГО
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о педагоге 3
Введение 4-5
Этапы работы 6
Таблица 1 7-12
Список литературы 13
Приложение 14
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога Иванова Юлия Викторовна
Специальность: воспитатель
Образование (название учебного заведения и год окончания) высшее
- Анжеро-Судженский педагогический колледж, по специальности «Дошкольное образование», квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста»
Стаж работы в должности 6 лет
Первая квалификационная категория
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили):
- ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе: «Структурирование образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС» (2015 г.)
Дата начала работы над темой – 1.09.2016 г.
Дата окончания работы над темой – 31.05.2017 г.
ВВЕДЕНИЕ
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Тема моего самообразования – «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте», которую я обозначила для себя.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
- Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
- Разработать и подобрать дидактические игры и триггеры, способствующих речевому развитию.
Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Игра на занятиях по речевому развитию и в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.
Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Условия реализации:
В группе «Солнышко» - средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Применение:
Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.
Представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей.
Ожидаемый результат
Воспитанники должны:
- Самостоятельно объяснять правила игры
- Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
- Пересказывать небольшие литературные произведения
- Отгадывать загадки
- Подбирать к существительному прилагательное
- Подбирать слова-антонимы
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Этапы проведения дидактических игр
для речевого развития детей
в среднем дошкольном возрасте
Для решения задач мною были разработаны формы работы и подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в III этапа.
I этап - Организационно-диагностический
Цель: работа данного этапа заключалось выборе и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.
II этап – Теоретический
Цель: изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте; формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)
III этап - Обобщающий
Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.
Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.