Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2444 Статья "Рекомендации воспитателям по развитию эмоций дошкольников"

Опубликовано 30.04.2017

Гинтович Нина Андреевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутск № 58

 

  Рекомендации для воспитателей по развитию социальных эмоций детей среднего дошкольного возраста

 

Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности, жизнерадостном настроении, и способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Развитие эмоциональной сферы ребенка – не дань моде, а одно из условий его успешного развития. В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников. Однако только согласованное функционирование двух систем – интеллекта и эмоциональной сферы – может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.

Безусловно, эмоции и мышление тесно связаны между собой. Наверное, поэтому в последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия «эмоцио­нальный интеллект» - способность понимать собственные эмоции, управлять ими, понимать эмоции других людей, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является чувствительным для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.

Л. С. Выготский  отмечает, что «ребенок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распозна­вать, улавливать состояние близких ему людей.

Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображенные другими эмоции и чувства. По мнению специалистов, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить пси­хопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отреагировать эмоции на невербальном уровне.

Также в дошкольном детстве необходимо вести с детьми работу по формированию эмпатии – сопереживания.

Исследования показали, что у детей, испытывающих проблемы в межличностном общении, в частности у агрессивных детей, часто отмечается низкий уровень эмпатии. Их не волнуют страдания окружающих, иногда они даже не задумываются о том, что другим людям могут быть неприятны их поступки. Е. О. Смирнова, опираясь на результаты собственных исследований, обращает внимание на тот факт, что коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена главным образом на формирование способности видеть и понимать других.

Развивать эмпатию можно в процессе совместной деятельности с ребенком. Особенно полезным может стать совместное чтение. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств и переживаний. Полезно поговорить с ребенком о том, какие чувства могут испытывать, по его мнению, герои сказки, причем не только главные герои и не только положительные персонажи.

Еще одним способом развития эмпатии является ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место другого, оценить свое поведение со стороны.

Подобные методы (чтение, беседы, разыгрывание ситуаций) помогут детям осознать, как важно побыть на месте обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать другим, ребенок научится понимать их поступки, брать на себя ответственность за свои действия, а не сваливать вину на сверстников.

Дошкольный возраст – это период формирования произвольности поведения. Обучение детей навыкам саморегуляции желательно проводить в процессе ведущей для дошкольного возраста деятельности – игры. Именно в игре дети могут научиться соподчинять мотивы, следовать общепринятым нормам поведения. Причем, после проведения игры необходимо поговорить с детьми  об их эмоциональном состоянии, об изменениях, которые произошли в процессе или после игры. В противном случае игра может стать не коррекционным инструментом, а только лишь развлечением.

Важно, чтобы в дошкольный период у ребенка сформировались адекватная самооценка, чувство уверенности в своих силах, принятие себя. Только в этом случае ребенок сможет устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с окружающими и доверять себе.

Почувствовать себя сильным, могущественным, обнаружить свои положительные качества, принять себя помогут игры на формирование уверенности.