Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2372 Методические рекомендации

Опубликовано 15.04.2017

Асбестовское муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального  развития воспитанников № 22

 

Методические рекомендации

по проведению обследования нервно-психического

развития детей от 1 года 6 месяцев до 3 лет

СКАЧАТЬ (полная работа)

 

Воспитатель - Мартьянова Любовь Петровна

В контроле развития и поведения детей участвуют воспитатели группы. Воспитатели группы проводят диагностику нервно-психического развития детей через наблюдение под контролем педагога-психолога.

При выявлении нервно-психического развития ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет следует его оценивать, исходя из основных линий развития, которое представлены определенными показателями состояния детей 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 года. Когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка : развитие понимания и активной речи ребенка; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности.

На периоде развития ребенка от 2 до 3 лет оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: развитие активной речи, сенсорное развитее; развитие игры и действий с предметами; развитее общих движений; воспитание навыков самостоятельности.

Методы контроля психического развития детей.

1 .Метод опроса матери при приеме ребенка в детский сад и в дальнейшем по ходу развития ребенка.

Метод наблюдения в группе за детьми.

Метод диагностики психического развития ребенка.

От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится по единой методике, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни ребенка.

При выявлении уровня развития очень важно установить контакт с ребенком, и взрослый всем своим видом, тоном должен внушить ему уверенность, что малыш выполнит задание, стимулировать у него желание выполнить его. Поведение взрослого при проведении диагностики: он должен не обучать ребенка, а умело выявлять уже сформированные умения ребенка. Если ребенок хорошо справляется с заданием, нужно это обязательно положительно оценить. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый дает другое - на возраст ниже. Так, если ребенок 2-х лет не выполнил задание соответственно своему возрасту, ему дают задание, на возраст ниже (как ребенку 1 года 9 месяцев), если ребенок справился с требованием, так же нужно его похвалить.

Первая диагностика нервно-психического развития детей проводится в группе от 1 года 6 месяцев до 2 лет в октябре (после адаптационного периода), группе от 2 до 3 лет в декабре-январе. Итоговая диагностика проводится в мае.

 

 

Диагностические задания для детей и от 1 года 6 месяцев до 2 лет

1 год 6 месяца

Понимание речи.

Задание. Запас понимаемых слов

Материал: 3-4 игрушки (разные виды транспорта, животных, предметы обихода, детских игр - машины, часы, мячик, собака).

Методика. Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где...?» - ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают найти. Поведение ребенка: по просьбе взрослого он находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выбирал не менее 3 предметов самостоятельно Средний уровень - ребенок выбирал не менее 3 предметов мощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выбирал предметы даже с мощью взрослого

Задание. Понимание ребенком названии окружающих предметов.

Материал: предметы одежды, обуви.

Методика. Ситуация естественная - при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагают найти 4 предмета из одежды: шапку, ботинки, платье, рубашку. Поведение ребенка: по слову взрослого он находит нужные предметы, указывая на них рукой.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выбирал не менее 3 предметов самостоятельно Средний уровень - ребенок выбирал не менее 3 предметов мощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выбирал предметы даже с мощью взрослого

Задание. Понимание ребенком действий.

Материал: сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.

Методика. Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку». Поведение ребенка: выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет куклу в кроватку.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого 4.Задание. Ребенок ориентируется в группе.

Материал: ситуация естественная.

Методика .При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка», «Найди, где часы», «Покажи, где твой горшочек», «Иди мыть руки».

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил не менее 3 поручений правильно и самостоятельно

Средний уровень - ребенок выполнил поручения правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил поручения даже с мощью взрослого.

Активная речь

1 .Задание -наблюдение. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

Методика. Ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 минут. Поведение ребенка: разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах» и др.)

Сенсорное развитие

1. Задание. Ориентировка в 2 контрастных величинах предметов с разницей в 3 см. Материал: кубы - вкладыши. Размер большого куба - 10 см, малого -7 см. Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывают маленький куб из большого. Ребенку предлагают положить куб обратно (вложить маленький в большой). Поведение ребенка: вкладывает маленький куб в большой. При этом он может несколько раз повторять это действие (не более 3 раз).

Игра

1.Задание.  Воспроизведение в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).

Материал; кукла, тарелочка.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают перечисленные предметы и предлагают задание - накормить куклу. Если малыш затрудняется, можно ему показать действие. Поведение ребенка: подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого. Примечание. Данное задание можно не проверять, если ребенок выполнил его при выявлении понимания речи.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

2.Задание. Действие с предметами.

Материал: 2 кирпичика, 2 кубика.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагают поиграть в кубики: сделать машину («би-би») или построить дом. Если он затрудняется, действия можно показать. Поведение ребенка: самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика машину, двигает ее, воспроизводя движения, или кладет один кубик на другой (строит дом).

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

 

Движение

1 .Задание -наблюдение.

Методика. Ситуация естественная - наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности. Поведение ребенка: ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится), выполняет указанные движения.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

Навыки.

Методика. Ситуация естественная - процесс кормления. Поведение ребенка: ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки, при этом может оставить пищу несъеденной, проявлять неаккуратность.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

1 год 6 месяцев

Понимание речи

1 .Задание. Обобщение предметов по существенным признаком в понимаемой речи (в конфликтной ситуации).

Материал:2 однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная. Собака черная), и контрольный предмет (кукла). Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла . Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняют местами и ребенку предлагают найти еще раз.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого 2. Задание

М атериал: ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.

Методика. Та же, что и в первой ситуации. Поведение ребенка: находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого.

Активная речь

1. Задание. Называние предметов.

М атериал;4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробка, из которой вынимаются.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предметы и спрашивает: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?». Словами, облегченными (например, «би-би») и произносимыми правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Поведение ребенка: называет предметы правильно (например, «ляля», «зайка») или облегченными словами.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок назвал правильно и самостоятельно Средний уровень - ребенок назвал правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не назвал даже с мощью взрослого

Сенсорное развитие

1 .Задание .Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб. кирпичик, призма).

Материал: 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичики. 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вперемешку. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову воспитателя, ему надо показать, как надо делать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь перед ним поставить один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же. Поведение ребенка: по образцу и слову взрослого выполняет задание: подбирает предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором - шарики).

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил задание правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил задание правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил задание даже с мощью взрослого

Игра

1. Задание. Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

М атериал. Кукла, носовой платок.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «У «лял» грязный носик. Вот платок». Поведение ребенка: прикладывает носовой платок к носу куклы.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

Действия с предметами

1. Задание.

М атериал: кукла с волосами, расческа.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла Ляля растрепанная. Вот расческа». Поведение ребенка: прикладывает расческу к голове куклы и водит ею по волосам.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

Движения

1. Задание. Перешагивание через препятствия (брусочка) приставным шагом.

М атериал: 4 брусочка.

Методика. Ситуация, специально подготовленная (проверка возможна и на занятии гимнастикой). На пол, на некотором расстоянии друг от друга кладут брусочки. Ребенку предлагают перешагнуть через них. Если он не понимает задания, можно ему показать движение, затем встать перед ним и подозвать его к себе. Перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

Навыки

1. Задание.

М атериал: глубокая тарелка с жидкой кашей, десертная ложка.

Методика. Ситуация естественная (во время обеда). Поведение ребенка: самостоятельно съедает 3/4 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулаке).

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок самостоятельно съел 3/4 жидкой пищи Средний уровень - ребенок съел 3Л жидкой пищи с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не съел 3/4 жидкой пищи даже с мощью взрослого

  год 9 месяцев

Понимание речи

1. Задание. Пон ил iae несложного рассказа по сюжетной картинке, ответ на вопросы взрослого.

М атериал: изображение знакомых картиной, которые ранее рассматривались со взрослыми: мальчик поит лошадку; дети умываются; дети поливают цветы; взрослый чинит машину.

Методика. Ситуация, специально подготовленная, Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: «Кто это на

картинке?», «Что делают?». Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картинки: «Что мальчик делает?», «Что делает лошадка?» и т.д. Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого сразу либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и предложениями, состоящими из двух слов.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок отвечает на вопросы правильно и самостоятельно Средний уровень - ребенок отвечает на вопросы правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не отвечает на вопросы правильно даже с мощью взрослого

Активная речь

1.Задание - наблюдение игры

Методика. Ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются во время игры, режимных процессов, занятий. Поведение ребенка: во время игры или другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок сопровождает действия словами правильно и самостоятельно

Средний уровень - ребенок сопровождает действия словами правильно с помощью взрослого

Низкий уровень - ребенок не сопровождает действия словами даже с мощью взрослого

Сенсорное развитие

1 .Задание. Ориентировка в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

М а т е р и а л: 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого - 10 см, второго - 7 см, третьего - 4 см.

Методика. Взрослый на глазах у малыша достает кубы один из другого и ставит их в перемешу. После чего предлагает ребенку их вновь собрать. Поведение ребенка: собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более 3).

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

Действия с предметами

1.Задание. Воспроизведение несложные сюжетных построек, перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома».

М атериал: 3 кирпичика и маленькая кукла либо матрешки, машина. Методика. Ситуация, специально подготовленная. Воспитатель предлагает ребенку построить «ворота». При этом может один раз показать. Ставит два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально. Поведение ребенка: по слову

взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2-3 раза.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил постройку правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил постройку правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил постройку даже с мощью взрослого

Движения

1.Задание. Ходьба по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20см).

М атериал: скамейка высотой 15-20 см, ширина доски 15-20 см.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагают пройти по доске без помощи взрослого (взойти и сойти можно с помощь взрослого). Поведение ребенка: проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого 2. Задание. Раздевание (снимает колготки, ботинки, шапку).

Методика. Ситуация естественная (при раздевании ребенка). Поведение ребенка: снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), шапку, кофту и т.п.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок раздевается самостоятельно Средний уровень - ребенок раздевается с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не раздевается даже с мощью взрослого

2 года

Понимание речи

1 .Задание. Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.

М атериал: специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2-3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит против них и рассказывает сначала одну часть рассказа, после чего задает детям 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса Например: первая часть рассказа:«Жила девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальто, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу» После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел на улицу гулять?», «Что Машенька надела?».

Вторая часть рассказа «На улице детки гуляли. Вдруг выскочила собачки и залаяла на Машу: «ав-ав». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала : «Не бойся, Машенька, собачка не кусается». Собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с деткам играть». Вопросы:«Кто испугал Машу на улице?», «А что тетя сказала Маше?» - спрашивает воспитатель по окончании рассказа.

Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок отвечает правильно и самостоятельно Средний уровень - ребенок отвечает правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не отвечает даже с мощью взрослого

Активная речь

1 .Задание. Использование трехсловных, употребление прилагательных и местоимении.

Методика. Ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослыми). Общается со взрослыми посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок использует правильно и самостоятельно Средний уровень - ребенок использует правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не использует даже с мощью взрослого

Сенсорное развитие

1. Задание. Подбор по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.

М атериал:3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета). Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется. Поведение ребенка: правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке - красную, к сине - синюю, к зеленой - зеленую. Ребенок должен решить одно задание.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно и самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

Игра ( действия с предметами)

1. Задание. Воспроизведение ряда последовательных действии (начало сюжетной игры).

М атериал: кукла-голыш размером 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Можно также использовать эту игру ребенка, если он купает куклу. Перед ребенком раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная». Поведение ребенка: воспроизводит с куклой ряд последовательный действий: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы использует по назначению.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

2. Задание.

Методика. Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу (опускает пипетку в баночку, а потом прикладывает к носу куклы). Поведение ребенка: если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2-3), используя предметы по назначению, можно считать задание выполненным.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

Движения

I. Задание. Перешагивание через препятствия чередующим шагом.

М а т е р и а л: 3-4 брусочка.

Методика. На расстоянии 20 см кладут брусочки, ребенку предлагают перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, взрослый показывает, как надо действовать. Поведение ребенка: шагает через брусочки чередующим шагом.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

Навыки

1. Задание. Надевание одежды (ботинки, шапку).

М етодика. Ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагают самостоятельно надеть ботинки, шапку. Поведение ребенка: надевает названные предметы.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок надел правильно и самостоятельно Средний уровень - ребенок надел правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не надел даже с мощью взрослого

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ 2 года - 2 года 6 месяцев Активная речь

2.        Задание. Использование многословных предложений (более слов). Методика. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов). Поведение ребенка: в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3 слов).

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок использует самостоятельно Средний уровень - ребенок использует с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не использует даже с мощью взрослого

3.        Задание. Применение вопросов: где? Куда?

Методика. Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов или самостоятельной деятельности) в течение 20-30 минут. Поведение ребенка: хотя бы один раз задает вопрос «где?» или «куда?».

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок задает вопрос самостоятельно Средний уровень - ребенок задает вопрос с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не задает вопрос даже с мощью взрослого

Сенсорное развитие

1.        Задание. Подбор по образцу основных геометрических фигур в разнообразном материале.

М атериал: два комплекта основных геометрических фигур(кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Один комплект дают ребенку, другой находится у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из геометрических фигур и просит дат такую же. Поведение ребенка: правильно дает взрослому соответствующую фигуру.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполнил действия правильно самостоятельно Средний уровень - ребенок выполнил действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполнил действия даже с мощью взрослого

2.        Задание. Подбор по образцу разнообразных предметов 4 основных цветов.

М атериал: цветное лото, в котором имеются 4 карточки, окрашенные в основные цвета, и 4 карточки с изображением разнообразных предметов таких же цветов (брать изображение знакомых предметов, которые в занятии не использовались).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раздает ребенку карточки 4 цветов, затем показывает коринку с изображением предметов, окрашенных в те же 4 цвета (цвет чередуют). Затем спрашивают ребенка, на какой фон эту картинку надо положить. Поведение ребенка: правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок подбирает правильно и самостоятельно Средний уровень - ребенок подбирает правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не подбирает даже с мощью взрослого

Игра

1 .Задание - наблюдение

М атериал: атрибуты для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры. Методика. Ситуация, специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены произвольно. Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3). Поведение ребенка: дает развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.

Задание считается выполненным:

Высокий уровень - ребенок выполняет действия правильно и самостоятельно Средний уровень - ребенок выполняет действия правильно с помощью взрослого Низкий уровень - ребенок не выполняет действия даже с мощью взрослого