Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1874 Консультация для воспитателей: "Особенности личностного-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми".

Опубликовано 13.01.2017

 

Сагитова Альбина Маратовна
МАДОУ "Детский сад № 32" город Стерлитамак
воспитатель
Консультация для воспитателей: "Особенности личностного-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми".

Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка (формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства).

В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно -приобретает актуальное значение. Поэтому на современном этапе одной из главных задач образования является не только передача определенной суммы знаний и умений, но и развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний, через личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка.

Взаимодействовать – это значит общаться на равных, учитывая интересы и потребности сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами.

Целью  личностно-ориентированного взаимодействия   педагога и ребёнка  -содействовать становлению личности (развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей).

В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами . Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня .

Использование  личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации:

- проявляет активную позицию, устойчивый интерес в общении, в построении совместной деятельности с детьми, ориентирован на получение успешных совместных результатов;

- умеет устанавливать партнерские отношения с детьми, основанные на взаимном интересе и уважении.

Для педагога ДОУ  во взаимодействии с ребенком, главное:

-установка на ребенка дошкольного возраста как на субъекта образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;

-умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

-позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников;

-ориентация, на формирование учебной деятельности детей дошкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;

-направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;

-диалогическая позиция в общении;

-направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;

-поощрение творческой активности ребят.

Педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия выполняют следующие функции:

1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).

Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.

2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:

первый аспект — умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;

второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психо - диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;

третий аспект — применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.

З. Фасилитатор.

Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.

4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков.

Для этого предлагаются следующие формы работы:

*проведение занятий  по подгруппам;

*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком; -

*проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;

*построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;

*работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию.

 

 

                                    

 

                                Список использованной литературы:

1.  Козлова  С.А., Куликова  Т.А. «Дошкольная  педагогика»: Учебное  пособие  для  студентов  Средних  Педагогических  Учебных  Заведений. – М.: Издательский  центр  «Академия»,2000г.

2.  Волков  Б.С., Волкова  Н.В.  «Психология  общения  в  детском  возрасте  (серия  «Детскому  психологу) – СПб.: Питер, 2008г.

 3.  Амонашвили  Ш.А. «Личностно – гуманная  основа  педагогического  процесса. -  Мн., 1990г.

4.  Бондаревская  Е.В.  «Ценности  личностно – ориентированного  образования. Педагогика. –  1995г. - №4