Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка (формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства).
В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно -приобретает актуальное значение. Поэтому на современном этапе одной из главных задач образования является не только передача определенной суммы знаний и умений, но и развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний, через личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка.
Взаимодействовать – это значит общаться на равных, учитывая интересы и потребности сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами.
Целью личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка -содействовать становлению личности (развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей).
В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами . Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня .
Использование личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации:
- проявляет активную позицию, устойчивый интерес в общении, в построении совместной деятельности с детьми, ориентирован на получение успешных совместных результатов;
- умеет устанавливать партнерские отношения с детьми, основанные на взаимном интересе и уважении.
Для педагога ДОУ во взаимодействии с ребенком, главное:
-установка на ребенка дошкольного возраста как на субъекта образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
-умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
-позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников;
-ориентация, на формирование учебной деятельности детей дошкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;
-направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;
-диалогическая позиция в общении;
-направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;
-поощрение творческой активности ребят.
Педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия выполняют следующие функции:
1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).
Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.
2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:
первый аспект — умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;
второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психо - диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;
третий аспект — применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.
З. Фасилитатор.
Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.
4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.
Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков.
Для этого предлагаются следующие формы работы:
*проведение занятий по подгруппам;
*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком; -
*проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;
*построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;
*работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию.
Список использованной литературы:
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»: Учебное пособие для студентов Средних Педагогических Учебных Заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2000г.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Психология общения в детском возрасте (серия «Детскому психологу) – СПб.: Питер, 2008г.
3. Амонашвили Ш.А. «Личностно – гуманная основа педагогического процесса. - Мн., 1990г.
4. Бондаревская Е.В. «Ценности личностно – ориентированного образования. Педагогика. – 1995г. - №4