Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1523 Консультация "Игра принимает всех"

Опубликовано 23.11.2016

Оскеро Надежда Сергеевна

МБДОУ "Детcкий сад № 5 "Подсолнушек" г.Юрги"
воспитатель
Консультация "Игра принимает всех"

 

ИГРА ПРИНИМАЕТ ВСЕХ

Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют духом языка

М. Горький

Игра -  это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать -  вот что необходимо ребенку Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравится самому играющему, она  -  самоцель, и поэтому выбирается свободно, «по наитию».

Умение играть - это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребенку, как воздух как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребенка, созидающий его личность. Интерес рождается там, где есть место удивлению. Удивление - это всегда встреча с неожиданным, загадочным, таинственным. Интересы ребенка тесно связаны с верой в чудо. «Нет ничего прекраснее, - считает А. Дусавицкий, - чем мир таинственного, в который ребенок вступает с замиранием сердца. В этом мире его подстерегают в чистом виде добро и зло, прекрасное и безобразное. Но еще важнее то, что в этом мире ребенок ничем не скован: никакими предрассудками, правилами, законами. Там он всесилен и всемогущ. И это ощущение безграничного могущества полнее и точнее отражает его сущность, чем самая «точная» научная теория человеческих способностей, объясняющая нам, что человек может, а что ему недоступно». Лишая ребенка тайны, сказки, чуда, мы оказываем ему «медвежью услугу», так как отвергаем его безумные гипотезы и переводим тему разговора на язык реальных, «земных» фактов. Стремление взрослых ввести ребенка в мир рациональной, практической жизни, лишить его игры, сказки фантазии формирует у него чувство ущербности, блокирует развитие целостного познания, творческого воображения, речевой и интеллектуальной активности. Играя, ребенок познает мир, удивляясь его полноте и многообразию. Нет более важной задачи в искусстве воспитания, чем сохранение удивленного взгляда ребенка на мир!

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя, ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами-заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. В игре он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, его надо учить играть - сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное - отражение отношений между людьми. На этом этапе действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы заменяться другими, с помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающим действие. Когда ребенок пройдет весь этот игровой путь, он приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии. Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Дальше -  нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Нужно также учить малыша рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать, ведь продуктивные виды деятельности оказывают свое специфическое влияние на развитие детской речи. Ученые давно заметили, что речь и ручные действия очень тесно связаны между собой, а рисование есть особая - «графическая» - речь, успешное освоение которой является важнейшей пред посылкой овладения письменной речью в период школьного обучения.

Игра - есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень - на уровень мыслящей, творческой личности. Наблюдение за поведением ребенка по время игры очень многое может поведать взрослому об индивидуальности ребенка и предоставит возможность направить воспитательные усилия в нужное русло.

 

Оскеро Н.С.