Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №119
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ
НА ИГРОВОЙ ОСНОВЕ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
«ЗАБАВЫ МАТУШКИ ЗИМЫ»
( ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» , «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»,
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»)
Подготовила
музыкальный руководитель МБДОУ № 119
Барабанова Ирина Николаевна
г.Ульяновск
2015 г.
Программное содержание:
- посредством музыкальной деятельности продолжать знакомить детей со старинными русскими зимними праздниками;
- содействовать всестороннему развитию музыкальных способностей детей средствами народной культуры;
- обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе усвоения произведений народной музыки;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального фольклора;
- воспитывать интерес к культуре своего народа, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, художественного творчества, художественного слова;
Ход :
Звучит русская народная музыка, дети в русских народных костюмах входят за воспитателем, встают в шеренгу.
Музыкальный руководитель: здравствуйте, ребята. Сегодня в нашем детском саду необычный день. Вы в нарядных русских народных костюмах. Марина Александровна тоже выбрала себе красивый сарафан. А еще к нам пришли гости. Я предлагаю поздороваться друг с другом и с гостями русским поклоном.
Дети выполняют поклон по направлению к музыкальному руководителю и к гостям.
Музыкальный руководитель: Вы уже знакомы с некоторыми танцевальными движениями к русской пляске для девочек и для мальчиков. Девочки, назовите и покажите русские танцевальные, которые вы знаете. («полочка», «матрешка»). А у мальчиков есть свои движения в пляске, напомните, какие? («коленце») Есть такие движения в русской пляске, которые могут исполнять и мальчики и девочки. Сегодня мы познакомимся с таким движением. Называется оно «распашонка», потому что главным является разведение рук в стороны, мы раскрываем руки, как бы распахиваемся.
(музыкальный руководитель показывает движение, затем предлагает выполнить детям, обращая внимание на положение ладоней, за точным разведением рук, уточняет , как называется новое танцевальное движение)
Музыкальный руководитель: А теперь предлагаю пройти на свои места. (обращает внимание на правильность посадки) Сели правильно, удобно.
Давайте вспомним, какое сейчас время года? правильно – зима. Зима богата играми, забавами и праздниками. Какие зимние праздники мы уже отметили.
Дети: Новый год, Рождество.
Музыкальный руководитель: Есть у Матушки-Зимы и старинные русские праздники. Скажите, ребята, а почему мы так их называем?
Правильно, потому что их праздновали только на Руси, в старину. Любят в народе эти праздники и празднуют до сих пор. Какие старинные русские зимние праздники вы знаете? Да, Зимние Святки. Как праздновали этот праздник?
Дети: Ходили в гости, пели песенки-колядки в которых желали друг другу добра, здоровья.
Музыкальный руководитель: Хозяева с радостью встречали гостей, накрывали скатертью столы, ставили самовар.
Садились рядком
Да пили чай ладком.
Воспитатель: (с самоварами)
Я иду, иду, иду
Самовар в руках несу
Хорошо чайку попить,
О том, о сем поговорить
А теперь пора сплясать,
Нашу удаль показать.
(раздает мальчикам самовары)
Дети исполняют танец «Самоварчик»
Музыкальный руководитель: Кто-нибудь знает, какой сейчас зимний месяц идет? Февраль – последний месяц зимы. Сегодня мы будем знакомиться с новым зимним старинным праздником– Масленица, который приходит с этим месяцем. Масленица – это праздник прощания с зимой и встреча весны. Это очень веселый, шумный праздник, еще его называют Широкой Масленицей, потому что празднуется он целую неделю. Каждый день имеет свое название и свои забавы.
В первые дни праздника мастерили куклу Масленицу, наряжали ее и катали в санках. Дети встречали Масленицу, пели ей хвалебные песенки. А вы как будете Масленицу хвалить?
Дети: Будем Масленицу величать
Да блинами угощать.
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить.
Музыкальный руководитель: Ребята, а я знаю русскую народную песню «Ой, да Масленица», послушайте, как она звучит весело, празднично.
Музыкальный руководитель исполняет песню, беседует с детьми о ее содержании, характере. Предлагает разучить эту песню. Разучивание проходит по фразам.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте встанем и исполним русскую народную песню «Ой, да Масленица» празднично, весело, ярко. Молодцы, теперь вы знаете хвалебную песенку. Когда придет Масленица вы встретите ее этой песней.
Скажите, ребята, а вы знаете какое угощение на Масленице самое главное? Правильно, блины. Чтобы хозяюшка вас угостила, нужно ее попросить. Как мы будем просить блины?
Дети: Тин-тин-тинка
Подай блинка,
Оладушка, прибавышка,
Масленый кусок.
Тетушка, не скупись
Масленым кусочком поделись.
Музыкальный руководитель: Я уверена, что на празднике Масленицы вы без угощения и без блинов не останетесь. В народе сложено много пословиц и поговорок про блины. Марина Александровна, расскажи нам пословицы про блины.
Воспитатель: Блины брюхо не портят.
Блины как колеса у весны.
Масленица идет, блин да мед несет.
Музыкальный руководитель: А загадки отгадывать вы любите? Вот вам моя загадка:
Тесто лью и жарю... Много!
Только дырочки видны...
Из старания такого
Получаются ... .
Воспитатель: А мы песенку споем, вот и отгадка.
Дети исполняют русскую народную песню «Блины»
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете, почему блины – главное угощение на Масленицу? Потому, что блин очень похож на солнышко.
Воспитатель: Скажите, чем же блин похож на солнышко?
Дети: Блины круглые, горячие, румяные, как солнышко.
Воспитатель: К нам сегодня в гости пришло Солнышко, только оно грустное, его лучики спрятала тучка. Давайте его развеселим, потешку ему расскажем.
Дети: Солнышко-ведрышко,
Выгляни из-за облышка
Сядь на пенек
Погуляй весь денек.
Воспитатель: Какая веселая потешка, солнышку стало весело и оно песенку запело, послушайте. С прошлого занятия у нас остались солнышки без лучиков, они грустные, сейчас они не могут светить и доставлять радость людям. Давайте пройдем к столам и поможет им найти свои лучики.
Аппликация «Веселое солнышко»
Проводится анализ работ детей, дети дарят аппликации гостям.
Дети исполняют русский народный хоровод «Перед весной»
(«Вот уж зимушка проходит»)
Воспитатель: Все старинные народные праздники Матушки-Зимы люди любили отмечать на улице. Собирались все вместе, пели песни, водили хороводы. Главными весельчаками на народных гуляньях были потешники, веселые музыканты – скоморохи. Они забавляли, веселили, смешили, радовали людей. Я слышу веселую музыку, посмотрите, к нам пожаловали скоморохи.
Под русскую народную музыку вбегают скоморохи.
Скоморохи: Здравствуйте, ребята, дорогие,
Маленькие и большие
Здравствуйте, гости,
Милости просим!
Мы развеселые потешники,
Известные музыканты и насмешники.
За медный пятак
Покажем вам эдак и так.
Довольны будете здорово,
Удовольствия – с три короба.
Подходите ближе, подходите,
Посмешки наши посмотрите
У кого там хмурый вид
Снова музыка звучит
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Проводится русская народная игра «Козлик»
Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять.
Козлик ножками стучит
По козлиному кричит: «Ме-е»
Ребенок-«козлик» догоняет детей. игра проводится два раза.
Скоморохи: Посмотрите-ка, народу сколько собралось.
Наше-то веселье ко времени пришлось!
Продолжаем мы веселье
Все бегом на карусели.
Проводится русская народная игра «Карусель»
Скоморохи: Как весело было у вас, но нам пора на другой праздник бежать, людей забавлять. До свиданья, детвора!
До свиданья, гости дорогие!
Воспитатель подводит итог занятия, дети прощаются и уходят.