Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка № 1 Дзержинского района Волгограда»
Конспект
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе.
Тема: «По следам колобка»
Воспитатель:
Антипова Наталья Алексеевна
Волгоград, 2016-2017
ТЕМА: ПО СЛЕДАМ КОЛОБКА
Задачи:
- Закреплять умение считать в пределах 10; закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их; учить различать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат).
- Развивать логическое мышление, память, воображение.
- Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания.
Материал:
Счётный материал (морковки, грядка, корзинка), счетные палочки, блоки Дьенеша и три обруча, альбомные листы с изображением цифр в обручах, 3 коробки разной величины, фигурки зверей и сороки, фигурка Колобка.
В течение занятия дети передвигаются от стола к столу к «жилищу» зайца, волка, медведя, лисы по кругу. Затем возвращаются в исходную позицию.
Ход занятия:
Воспитатель:Дети, сегодня утром я увидела у себя на столе птицу. Вы знаете, что это за птица?
Дети: сорока.
Воспитатель:Говорят, что она везде летаем, всё знает, на своём длинном хвосте приносит новости. Вот и сегодня она нам принесла какое-то послание. Давайте прочитаем. «От бабушки ушёл, От дедушки ушёл. Попал в беду. Спасите.»
Воспитатель:Подписи нет. Видно, кто-то очень спешил. Вы не знаете, от кого принесла сорока эту записку?
Дети: от Колобка.
Воспитатель:Дети, кто хочет помочь нашему другу? Но путешествие может быть опасным. Не боитесь? Тогда отправляемся в путь. Но скажите, откуда вы знаете колобка?
Дети: Из сказки.
Воспитатель:Значит, колобок живет в сказке, как же нам туда попасть? Сорока подсказывает, что нужно ступать по кочкам, на которых написаны цифры меньше пяти.
На ковре располагаются обручи-кочки, в которых лежат цифры.
Воспитатель:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Дети: Заяц.
Воспитатель:А вот и его домик. Скорее к нему.
Воспитатель:Здравствуйте, уважаемый заяц. Скажите, пожалуйста, не проходил ли здесь наш друг, Колобок? (заяц «шепчет» на ухо). Да, дети, был здесь Колобок. Зайчик поможет нам, но и мы давайте поможем ему.
Воспитатель:Целую корзину морковки принёс зайчик домой. У Зайчика большая семья – 8 зайчат. Хватит ли его детишкам морковок? Поможем ему сосчитать, сколько морковок (считают до 7).Хватит зайчатам морковок?
Дети: нет
Воспитатель:Семь это больше или меньше, чем восемь?
(меньше)
Воспитатель:Значит нам нужно добавить или прибавить еще морковки?
Дети: добавить
Воспитатель:Посмотрите, на грядке растут еще морковки. Варя, принеси еще одну морковку. Сколько получилось всего морковок?
Дети: восемь
Воспитатель:Хватит теперь морковок для зайчат?
Дети: да
Воспитатель:Дети, зайчик благодарит нас и говорит, что Колобок отправился вот по этой тропинке, но чтобы не сбиться с пути, нужно поворачивать только там, где увидите фигуры с углами.
Воспитатель:Здравствуйте, уважаемый Волк! Не встречали ли вы нашего друга, Колобка? (волк «шепчет» на ухо). Да, был здесь наш друг. Поможет нам серый Волк. Давайте и мы поможем ему. Собрался Волк починить своё жилище после зимы, натаскал дощечек. А как чинить не знал и спросил ворону. А тут ворона такие задачки загадала, что никак не может их решить. Давайте поможем ему разложить дощечки, чтобы помочь отгадать задачки вороны.
Воспитатель:Составьте из счётных палочек:
- Из 5 палочек два равных треугольника.
- 2 равных квадрата из семи палочек.
- 3 равных треугольника из семи палочек.
- 4 равных треугольника из девяти палочек.
- Из шести палочек сделайте домик для нашего волка.
Дети конструируют домики для Волка
Воспитатель:Дети, волку очень понравились ваши домики, он говорит, что каждый день будет менять своё жилище, переходя из одного дома в другой. А сейчас предлагает вам отдохнуть.
Физкультминутка «Ветер ёлочки качает»
Ветер ёлочки качает,
Вправо, влево наклоняет.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель:Ну что ж, ребята, нам пора в путь, Колобок отправился к Медведю. К его домику ведут только круглые кочки.
Воспитатель:Здравствуйте, Михаил Потапович. Не встречали ли вы нашего друга Колобка? («шепчет» на ухо). Был здесь Колобок, даже немножко набедокурил. Миша любит порядок и все вещи у него разложены по правилам, но сейчас они просто разбросаны по полу. Давайте поможем Михаилу Потаповичу навести порядок в его берлоге.
Воспитатель:
- положите синий треугольник так, чтобы он находился внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого.
- положите красный квадрат так, чтобы он был внутри зеленого, но снаружи красного и желтого обручей.
- положите черный овал так, чтобы он был внутри зеленого и желтого обручей, но снаружи красного.
- положите желтую трапецию так, чтобы она была одновременно внутри красного и желтого обручей, но снаружи зеленого обруча.
- положите зеленый прямоугольник так, чтобы он был внутри трех обручей одновременно.
- какие фигуры лежат внутри только одного обруча, двух обручей, трех обручей?
Воспитатель:Молодцы! Навели порядок у Михаила Потаповича.
Воспитатель:Медведь благодарит детей и отправляет к Лисе по самой короткой дорожке.
Ах ты, рыжая плутовка,
Прячешь Колобка ты ловко,
Всё равно его найдём,
От беды его спасём.
Воспитатель:Дети, Лисичка ждёт гостей, напекла булочек и баранок, напекла много и задумалась, а всем ли гостям хватит поровну? Поэтому-то она и спрятала нашего мучного сладкого Колобка. Давайте поможем лисе, сравним количество баранок и булочек. (сравнивают попарно, уравнивают множества)
Воспитатель:Лиса мне сказала, что спрятала Колобка в одной из этих коробок. Давайте будем открывать их. Для этого отгадаем загадки, написанные на них.
- Два ежа несли грибы
Прибежал ещё один
Друг четвероногий.
На ежей ты посмотри.
Сколько будет? Ровно …(3)
- Я рисую Кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.(4)
- Вот грибочки на лужочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? (5)
Дети находят Колобка в одной из коробок
Воспитатель:Здравствуй, милый Колобок,
Колобок – румяный бок.
Долго мы тебя искали,
И немножечко устали.
Мы немножко отдохнём,
А потом играть начнём.
Воспитатель:Дети, вы рады, что спасли колобка? Молодцы! А теперь пора нам возвращаться в детский сад из сказки. Для этого будем идти по кочкам, с цифрами больше пяти.
На ковре располагаются обручи-кочки, в которых лежат цифры, по которым дети попали в сказку.
Воспитатель:Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие? Какое задание наших героев вам больше всего понравилось? Какое для вас было самым сложным? А какое оказалось самым простым?