Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2249 Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста

Опубликовано 22.03.2017
Булат Анжелика Сергеевна
МБДОУ №95 г.Мурманска
Воспитатель

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста


    

Развитие познавательного интереса  - один из важных вопросов воспитания и развития ребёнка раннего возраста. От того, на сколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит его обучение в школе.

Дети в раннем возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а  главными объектами познания являются предметы, с которыми ребёнок взаимодействует.

Чтобы стимулировать развитие познавательных способностей в этом возрасте, необходимо дать ребёнку полную свободу действий в познании окружающего мира, достаточно места и времени. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности ребёнка.

В раннем возрасте эффективное развитие познавательного интереса обеспечивается с помощью игр: кубики, пазлы, игры на развитие мелкой моторики рук, ролевые игры.

Ребёнок при помощи взрослого в раннем возрасте осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а так же умением пользоваться несложными предметами.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств. Сначала по образцу, а потом и по слову ребёнок может из 2-3 цветных шариков выбрать один, требуемого цвета, или из 2-3 матрёшек разной величины выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. В решении задач по развитию познавательного интереса существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. В работе с детьми я подбираю предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру).Разнообразие предметов и их свойств привлекает  внимание детей, а подчёркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Я стараюсь продумывать игровую ситуацию, т.к. неумение детей раннего возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам.

Организуя предметную среду детей, я слежу за тем, чтобы каждый вид дидактической игры использовался ребёнком по назначению. В случае отсутствия у ребёнка  умения действовать с игрушкой, я обучаю его, пользуясь методом пассивных движений.

Чтобы развивать у детей познавательный интерес я провожу одновременно работу по развитию речи и ориентировки ребёнка в окружающем мире. Для этого я использую: действие взрослого, различные предметы обстановки, процессы кормления и т.д.

В общении с детьми я называю всё то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении я говорю о еде, при одевании называю части тела, одежды. Важно, чтобы всё, о чём говорят с ребёнком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями. Тогда ребёнку будет интересно.

Детей раннего возраста надо учить отыскивать нужные предметы, выбирать названный предмет из нескольких, например, я спрячу, а ты поищи.

Чтобы научить детей понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий я использую показы, инсценировки, употребляю слова в разных связях и сочетаниях «кошечка спит и девочка спит. Кошечка спит на коврике, а девочка в кроватке». Это обогащает  смысловое содержание слов, помогает сравнивать, обобщать и развивать познавательный интерес. В этом возрасте важно также научить ребёнка выполнять поручения взрослого, но это надо делать так, чтобы не отбить у ребёнка интерес к происходящему.

В раннем возрасте у детей начинает формироваться способность к обобщению. Постепенно дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.

В разговоре с ребёнком я подчеркиваю характерные признаки предметов и действия с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр.

Проблема развития познавательного интереса у детей раннего возраста одна из самых актуальных, поскольку взаимодействия ребёнка с окружающем миром возможно благодаря его активности и деятельности, что является предпосылкой  к формированию  умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.