Веремеенко Наталья Викторовна
МДОАУ д/с № 29 (корпус 2)
г. Райчихинск
Воспитатель
Моделирование связной речи у дошкольников.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К.Д. Ушинский
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Переход ДОУ на ФГОС позволяет разнообразить образовательную деятельность. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование методов ТРИЗ и других творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Одно из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный.
Такие авторы как, Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., считают целесообразным применение наглядного моделирования т. к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать.
Моделирование как средство формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. В основе метода моделирования, используемого при работе с младшими дошкольниками, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
Метод моделирования эффективен по той причине, что позволяет удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дети учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.
При внедрении данного метода в образовательный процесс, дети успешнее осваивают знания об особенностях природы, об окружающем мире, эффективней запоминают структуру рассказа, воспроизводят информацию. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказывать о животном, об игрушке; составлять сюжет по картинке, разворачивать его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей.
Подготовку к моделированию я начала ещё в первой младшей группе. Изготовила сюжетные «пристегушки», которые позволяли не только развивать мелкую моторику, но и учили составлять небольшие рассказы. Такие как: «Как зайчик к матрёшке в гости ходил», «Земляничка поспевай» и др. На занятиях по изучению формы фигур и цвету использовала картинки животных, плодов, предметов.
Например: сравни размер животных (кто самый большой, кто самый маленький), подбери соответствующий размер фигуры.
Положи на красный квадрат овощи красного цвета.
Положи на круг все похожие предметы, и т.п.
В экологическом образовании малышей использовала разные предметные модели. Заводные и интерактивные игрушки, изображающие животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т.д.).
При планировании образовательной деятельности во 2 младшей группе мы старались выбрать оптимальную форму деятельности, которая может обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие.
Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводилась в два этапа.
На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения.
Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы.
Работа по обучению пересказыванию русских народных сказок начали с трёх лет. Разыгрывали с заместителями сказки: «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.
Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски или круги разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждаем, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.
Для закрепления умений работы с сериационным рядом, использовала его и на других занятиях (например д/и «Моя семья»)
После овладения детьми сериационным рядом, использую двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).
Другой вид моделирования – графический, здесь используется схемы и символы. Этот вид моделирования я использую при работе с календарём природы. Схемы картинки помогают понять детям изменения по временам года, следить за изменениями погоды.
При описании предметов на занятиях, у детей возникают затруднения в следующем:
- самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;
- установлении последовательности изложения выявленных признаков;
- удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания;
Во-избежании этих затруднений, мы начали изготавливать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.
Описание игрушки
1. Цвет.
2. Форма.
3. Величина.
4. Материал.
5. Части игрушки.
6. Действия с игрушкой.
Описание посуды
1. Цвет.
2. Форма.
3. Величина.
4. Материал.
5. Части посуды.
6. Действия с посудой.
Описание овощей и фруктов
1. Цвет.
2. Форма.
3. Величина.
4. Вкус.
5. Место произрастания.
6. Как употребляется в пищу.
Чтобы работать по этим схемам мы проводим подготовительную работу. Наблюдаем за натуральными объектами, рассматриваем иллюстрации, картины.
Образовательный процесс в детском саду предполагает интегрирование занятий, поэтому занятие по конструированию интегрирую с математикой и ручным трудом. Из изучаемых геометрических фигур делаем аппликации, из строительного материала конструируем мебель для кукол, дома, транспорт, замки.
Но все же ведущими в детском саду становятся сюжетные игры, которые являются своеобразными предпосылками для изменения и можно даже сказать «взросления» психики детей. Сюжетные игры в детском саду в основе своей содержат моделирование ситуаций, которое подразумевает воспроизведение взаимодействий и взаимоотношений детей. Источником, питающим сюжетные игры, является опыт детей, все знания, предварительно полученные об окружающем мире. Дошкольный возраст характеризуется повышенным интересом детей к поведению взрослых, они оценивают их поведение, делают для себя какие-то выводы, берут пример со взрослых и повторяют за ними.
Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи при овладении умениями работать с заместителями, у детей второй младшей группы, показали хорошие результаты.
В начале года мониторинговые исследования показывали средний уровень языкового оформления речи (с использованием заместителей) только у 57% детей, 43% детей владели работой с заместителями на низком уровне, это в основном вновь прибывшие в группу дети, детей с высоким уровнем развития связной речи не было вообще.
В настоящее время 10% детей имеют высокий уровень, 67% средний уровень и 23% малышей ещё слабо умеют строить свою речь связано даже с использованием подсказок - заместителей.
Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, повышает наблюдательность ребёнка, даёт возможность заметить особенности окружающего мира.
Активно применяя метод моделирования во всех направлениях дошкольного воспитания и, особенно в умственном воспитании, можно получить ощутимые результаты.