Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2195 Статья по теме «Использование игр народов Южного Урала для двигательной активности детей раннего возраста"

Опубликовано 15.03.2017

 

Шалаева Александра Викторовна,

МДОУ «Д/с № 1 о.в.»

г. Магнитогорска

 


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Одной из задач ведущего направления «Физическое развитие» является потребность в двигательной активности и обогащение игрового двигательного опыта детей раннего возраста. Реализуя данное направление предполагается систематизированное планирование образовательной области «Физическое развитие» детей раннего возраста с учетом группы кратковременного пребывания.  

Как известно, движение и игра для малыша жизненная необходимость, поэтому с уверенностью можно сказать, что основной формой двигательной активности детей является игровая деятельность. В реализации областной образовательной программы «Наш дом - Южный Урал», игры народов Южного Урала внедряю в образовательный процесс через различные формы: в процессе непрерывной непосредственно образовательной деятельности, при проведении прогулки, различных гимнастик, физкультурных минуток, подвижных игр.  Мною была изучен программно - методический комплекс «Наш дом – Южный Урал», опыт коллег г. Магнитогорска, работающих по проблеме.

Народные подвижные игры являются традиционным методом народной педагогики и с учётом демографических данных на Южном Урале проживает большой процент представителей русской, башкирской и татарской национальности, следовательно, у каждого народа сложилась своя копилка игр. Мною создана картотека подвижных игр, в которую вошли, адаптированные к раннему возрасту игры народов Южного Урала.

В раннем возрасте наиболее часто используются сюжетные подвижные игры, которые основаны на простых движениях, чаще это происходит в беге в сочетании с ловлей и прятаньем, а также в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей раннего возраста. Необходимо системно использовать народные подвижные игры, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей.

 Значение народных игр носит многоплановый характер.  Каждая игра может решить определённые задачи и  основной результат игры это получение удовольствия (терапевтический эффект). В период адаптации целесообразно использовать такие игры - забавы как: «Пальчик – пальчик»; «Этот пальчик», «Ладушки – ладошки».

Народные игры могут использоваться и как средство коррекции поведения (агрессивность, застенчивость, тревожность и т. д.). Например, такие, как «Угадай чей голосок?», «Веселые снежинки» и т.д.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста планируется мной в различное время дня в соответствие с режимом.  При проведении утренней гимнастики обязательным условием   является игровая форма, поэтому малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных и т.д. С 2 лет следует учить детей перевоплощению в образы, с помощью которых дети выполняют упражнения имитационного характера. При выборе средств для реализации поставленной задачи мы остановились на шапочках - масках, определяющих конкретный персонаж. Для наглядности используем стеновой магнитный планшет, где крепятся карточки с изображением основных упражнений, а при проведении подвижной игры, в контексте игрового зачина используется изображение игрового персонажа.

Народные подвижные игры включаю при организации прогулки, при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При этом фиксирую свое внимание на том, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие хотя бы в одной игре. Вовлекаю малышей в народную подвижную игру используется народный фольклор, собранный в картотечной форме. Учитывая особенности раннего возраста, малышам трудно точно выполнять движения по слову воспитателя, в этом случае я предлагаю игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения, например кукла  Маша катит мяч, а теперь мячик к  Тане покатится или кошка играет с мышками, а теперь дети будут мышками. Основным правилом всех игр является умение согласовывать свои движения со словом, являющимся сигналом. В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает движения и заменяет в игре правила.

При проведении подвижной игры используются национальные атрибуты: клубки, султанчики, ленточки, платочки. жгутики, которые дают возможность конкретизировать задание (догони клубочек, передай султанчик, доползи до жгутика, найди платочек).

Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. С этой целью сформирован музыкальный фонд, в который вошли записи с народными мелодиями, песнями, а также ритмической музыкой.

 Большое внимание уделяется закаливанию, что является неотъемлемой частью двигательной активности. При проведении данной деятельности используется народный речитатив, народный фольклор.

 Главными союзниками в нашей работе по использованию подвижных игр народов Южного Урала в двигательной активности детей раннего возраста являются родители воспитанников. Для выявления уровня знаний родителей об исторических данных своего народа, мною разработана анкета, на основе полученных данных я выстраиваю свою дальнейшую работу с родителями. С первых дней знакомства с ними  рассказываю и показываю, как осуществляется двигательная активность детей раннего возраста, подвожу родителей к пониманию того, что использование подвижных игр народов Южного Урала в раннем возрасте, необходимо для дальнейшего развития детей в осуществлении задачи по приобщению  к истории своего народа.  В приемной оформлен  информационный стенд для родителей, где периодически обновляется содержание рекомендательного характера по темам: какие используют игры, как организовать досуг детей в домашних условиях с использованием народных подвижных игр и т.д. А также в целях обратной связи, имеется почтовый ящик «Ваш вопрос – наш ответ», с помощью выбранной формы родители могут задать любой их интересующий вопросов, а моя задача организовать консультативный форум для родителей.

Так же приглашаем родителей стать непосредственными участниками при проведении народных игр при организации совместных мероприятий. Родители оказывают помощь в приобретении и изготовлении необходимого оборудования, атрибутов. Включение родителей в организацию  развивающей предметно-пространственной среды происходит путем создания творческих мастерских по изготовлению атрибутов для народных подвижных игр.

Таким образом, считаю, что создание условий в группе, использование разнообразных средств для организации двигательной активности детей раннего возраста, с использованием подвижных игр народов Южного Урала способствует установлению и поддержанию положительного эмоционального отношения ребенка со сверстниками, педагогом группы, родителями, а также поддержании интереса к игровой деятельности средствами народной педагогики и способствует решению поставленных задач в образовательной области «Физическое развитие».

 

Анкета для родителей.

 

Цель: изучить представления и интерес – отношение родителей к этнокультурному развитию детей.

 .

 

Считаете ли Вы необходимым приобщать детей к культуре своего народа? Почему?
 
Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с культурой других народов? Почему?
 
 
Нужна ли работа по этнокультурному развитию дошкольников в детском саду? Почему?
 
Обладаете ли Вы знаниями о родной культуре и культуре других народов  (праздники, устное народное творчество, значение имён, игрушки, обычаи и др.).
 
Из каких источников Вы приобрели эти знания?
 
Как Вы приобщаете детей к родной культуре в своей семье?
 
 
 Используете ли вы игры народов Южного Урала при организации досуга своего ребенка? Какие?
 
Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к культуре разных народов?