Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2072 Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе. Тема "Веселая дымка".

Опубликовано 16.02.2017

Степанова Галина Юрьевна
СП детский сад "Тополек"
ГБОУ СОШ пос. Ильмень Приволжского района
Самарской области
Музыкальный руководитель

 

План – конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

Выполнила: Степанова Галина Юрьевна  - музыкальный руководитель.

                        Тема: «Весёлая дымка».

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие». «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Приобщать детей к истокам народного декоративно- прикладного искусства.

Задачи: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Дать элементарные знания о дымковском промысле, об истории создания, об особенностях росписи, колорите, основных элементах узора. Развивать внимание и целостность восприятия детей.

Учить детей расписывать игрушки дымковскими узорами.

Упражнять в технике рисования концом кисти, всей кистью, тычком, формируя при этом чувство цвета и ритма, развивать цветовое восприятие.

Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе продуктивной деятельности.

Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Прививать любовь и интерес к традициям русского народа, своей Родине и ее истории. Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, желание создавать подобное.

Развивать потребность в двигательной активности, мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

-словесные: игровая ситуация, рассказ о дымковской игрушке, вопросы к детям, художественное слово;

-наглядные: рассматривание орнаментов росписи;

-практические: пальчиковая гимнастика, физминутка, роспись дымковской игрушки.

Оборудование: Дымковские игрушки, ноутбук, бабушкин сундучок, аудиозаписи рус. нар. мел., трафареты животных лошадь, козлик, гуашь, кисточки, м/м презентация «Веселая дымка».

 Образовательная деятельность.

Дети стоят в кругу. Игра «Подари улыбку» (психологический настрой)

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг, и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Ведь именно с улыбки начинается приятное общение.

Воспитатель: Вы готовы общаться?

Ответы детей.

На столе стоит сундучок.

Воспитатель: Кто мне скажет, что за сундучок стоит у меня на столе?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно это «бабушкин сундучок» и лежат в нем народные игрушки.

А какие народные игрушки побывали у нас в гостях?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте загадку:

«Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Что это за подружки?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в гостях у нас побывала семеновская матрешка. А вот послушайте, что я вам расскажу про другую народную игрушку: «Называют ее деревянной, забавной. Делают ее мастера из полена топором и ножом. Вырезают разных добрых и смешных зверюшек и людей. Особенно любят вырезать медведей. Все эти игрушки с сюрпризом-умеют двигаться».

Показ иллюстрация с изображением богородских игрушек.

-Про какие игрушки я вам сейчас рассказала?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Это богородские игрушки. А давайте посмотрим, какие еще игрушки хранятся в «бабушкином сундучке»? Сейчас мы приоткроем крышку…..

Звучит рус. нар. мел. «Как у наших у ворот»

Выставить игрушки в ряд на столе.

Посмотрите, какие красивые игрушки! Называются они дымковскими. Потому что изготовлены в селе Дымково.

М/м презентация «Веселая дымка»

Показ презентации сопровождается рассказом воспитателя.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и прозвали то село Дымково. Трудились в том селе люди с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных-коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас сейчас. И задумались взрослые: чем порадовать детей? Набрали на берегу реки глины, налепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. И все они были яркие, веселые, задорные. Они очень полюбились детям. Давайте рассмотрим наши игрушки.

Вот это козлик. Его сделал мастер, чтобы он украшал дом, чтобы вы могли им полюбоваться. Посмотрите, как мастер раскрасил козлика: сам белый, рожки красные. По бокам у козлика колечки и кружочки, их много, они яркие, красивые, синие, желтые, красные.

А это-барыни, смотрите, как они нарядно одеты.

Посмотри, как хороша

Эта девица –душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.    

Какие у них красивые узоры на юбках. У этой барыни красные полоски на юбке и синие колечки. А у этой барыни как юбка украшена?

Ответы детей.

Воспитатель: А здесь, какие ты видишь элементы? (ребенок описывает барыню)

Воспитатель: Ребята, а вот лошадка. Как она украшена?

Дети называют элементы узора.

Ах, лошадка какая,

Грива золотая.

По бокам кружочки,

Кружочки, словно точки.

-Вот индюк!

Индя, индя, индючок,

Ты похож на сундучок.

Сундучок тот не простой,

Красный, белый, золотой!

Дети называют элементы узора.

Воспитатель: Молодцы! Ну, что ж, ребята, много мы узнали о дымковских игрушках. Из чего же лепили мастера дымковские игрушки? А какими красками расписаны игрушки?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы хотели бы стать дымковскими мастерами?

Я приглашаю вас в нашу мастерскую!

Ответы детей.

Воспитатель: Упражнение «Мы играем» 

1,2,3,4,5 продолжаем мы играть!

Вправо- влево повернись,

В мастеров все превратись

Сегодня мы будем раскрашивать фигурки животных. Предлагаю вам выбрать понравившиеся трафареты и начнем работать.

Но сначала давайте поучимся рисовать красивые узоры. Подойдите сюда. (на доске образцы полоски с орнаментом дымковской росписи).

Рассматривание орнаментов росписи.

Воспитатель: Посмотрите на образцы узоров. Какие элементы росписи вы видите?  (кружочки, чередуются с линиями. Здесь кольца чередуются с точками)

Какие цвета вы видите на образцах? (зеленый, желтый, красный, черный)

Ответы детей.

Давайте вспомним, как мы будем пользоваться кисточкой, чтобы она не обиделась?

Дети отвечают.

Воспитатель: Да, мы будем хорошо промывать ее в воде, промакивать о салфетку, набирать краску, а лишнюю снимать о край розетки. Затем кончик кисти поставим на лист и побежит она догонять свой хвостик.

Упражнение «Покажи в воздухе»

А теперь вы мне покажите, как возьмем кисть? Давайте в воздухе покажем, как мы будем рисовать кружочки.

Дети показывают.

Воспитатель: Чтобы наши ручки хорошо потрудились давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика.

Привезли мы глину                    едут на лошадке, руки вперед.

С дальнего бугра.

Ну-ка, за работу, чудо-мастера! Руки на поясе, наклоны вправо-влево

Слепим, высушим и в печь!       Лепят ладошками

А потом распишим.                    Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии

 Будем мы игрушки печь.          Лепят ладошками,

Печка жаром пышит,                  кулачки сжимают, разжимают

А в печи- не калачи,                   машут указательным пальцем

А в печи- игрушки.                     Вытягивают руки вперед

Воспитатель: Молодцы! Теперь садимся и начинаем работать, а чтоб было веселее работать, мы выпустим  из «бабушкиного сундучка» еще одну рус. нар. мел. Звучит аудиозапись «Ой, на горе-то»

Самостоятельная работа детей.

По окончании работы предлагаю детям положить  свои работы на отдельный стол, чтобы они высохли.

Физминутка.

Мы рисовали и устали.

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали 1,2,3,

Ножками потопали 1,2,3.

Выше руки! Шире плечи!

Раз! Два!Три! Дыши ровней.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Любуемся работами, хвалю детей.

Воспитатель: Какие красивые игрушки у нас получились, яркие, нарядные веселые. Все любят  дымковские игрушки. Раньше ими украшали дома. Ставили их в окно между стеклами. На улице сугробы, холод. А в окнах свозь любую пургу ярко светятся, улыбаются, радуют людей эти игрушки. От них в доме становится теплее и уютнее. Давайте и мы с вами  наши игрушки  поставим  на нашу «полочку красоты» и полюбуемся ими

Рефлексия.

Литература: П.И.Уткин, Н,С.Королева. «Народные художественные промыслы»

Т. Маврина, А.Рогов «Тарарушки, тарарушки-это русские игрушки»

Н.И. Каплан, Т.Б.Митлянская « Нароные художественные промыслы»