Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1799 Мастер - класс для родителей "Учите детей пересказывать"

Опубликовано 31.12.2016
Синченко Татьяна Николаевна 
Воспитатель МБДОУ «Сусловский детский сад комбинированного вида «Ёлочка» Мариинского района Кемеровской области. 
с. Суслово

Мастер - класс для родителей "Учите детей пересказывать"

 

 

Речь - одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга - формирует взгляду и убеждения, а также играет огромную роль в познание мира, в котором мы живём. Речь - чудесный дар природы - не даётся человеку от рождения. Должно пройти время,  чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

Особенностью современной ситуации является резкое снижения уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. А его речь обычно страдает одной из первых, т.к. находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже нормы, и они нуждаются в помощи специалистов - логопедов. Но сегодня мы будем говорить не об этом;

 Большинство детей из группы в этом году уходит в школу. Известно, что хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, т. к. он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность».

 В конце шестого года ребёнок достигает довольно высокого уровня развития речи. Он правильно произносит все звуки, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

В этом возрасте ребёнок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развёрнуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах.

Однако ещё не всегда дети точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, неточно употребляют глаголы, другие части речи.

Сегодня мы с вами поговорим о формировании связной речи наших детей.

Развитие связной речи ребёнка – дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни как в детском саду, так и дома.

Мы коснёмся лишь одной из сторон развития связной речи - умению пересказывать.

Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается.

Очень важно, чтобы дети глубоко осмыслено и эмоционально воспринимали литературный материал.

Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.

Наша с вами задача заключается в том, чтобы помочь детям осмысленно и эмоционально воспринимать  художественное произведение, усваивать его структуру и  языковой материал; активизировать интерес к пересказыванию.

Так же нам необходимо сформировать умение передавать содержание последовательно и полно без пропусков и искажений, близко к тексту.

Поэтому прежде всего нужно заинтересовать ребенка, вызвать у него интерес, желание пересказывать. Не в коем случае нельзя заставлять ребёнка повторить рассказ, сказку помимо его желания.

Произведения, выбранные для пересказывания должны быть не очень большими по объёму, динамичны, интересны детям.

Если ребёнок слышит предложенное произведение впервые, то после чтения  надо побеседовать с ним о прочитанном, чтобы выяснить, правильно ли ребёнок понял смысл и содержание произведения. Беседу надо проводить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа.

Чтобы ребёнок смог проявить в процессе пересказа самостоятельность, творческую активность. Ваши вопросы должны сосредотачивать его мысль на центральных, узловых моментах повествования.

Затем можно прочитать или рассказать произведение ещё один или 2 раза.

Чтобы вызвать у ребёнка желание пересказывать или помочь преодолеть возникающие трудности предлагаю воспользоваться такими приёмами.

Разыграть в лицах отрывок или всё произведение.

(«Лис и мышонок» В.Бианки)

Сосчитать сколько героев  в книге,

Сосчитать сколько из них добрых или злых. Подобрать слова, описывающие героев (близко к тексту). Описать какой - нибудь случай (событие) из жизни.

Предложить ребёнку представить себя главным героем, описать свои приключения, чувства, мысли.

Нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов, или создать иллюстративную серию (по типу комиксов)

Нарисовать только героев произведения. Сделать карту местности, где развиваются события.

Сделайте вместе с ребёнком макет места действия.

Особо хочется подчеркнуть, что ребёнок должен чувствовать вашу искреннюю заинтересованность, видеть вашу радость, чувствовать добрую поддержку. Быть уверенным, что вы поймёте его, поддержите разделите его радость.

В заключении могу предложить вам небольшой список произведений, которые в состоянии пересказать ваши дети.

Русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лиса  и козёл», Произведения  Л. Толстого: «Косточка», «Котёнок», «Пожарные собаки».

К. Д.  Ушинского: «Четыре желания»; Е. Н. Чарушина: «Курочка», «Медведь»

Е. Пермяк:  «Первая рыбка»; С.  Михалков: «Как друзья  познаются»;

 М. Пришвин: «ёж»

Л. Пеньевская: «Как Миша варежку потерял».

 

 

                                                          Составитель:  Синченко Татьяна Николаевна

Воспитатель МБДОУ «Сусловский детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

Мариинского района Кемеровской области. 2016 год