Посохова Наталья Вячеславовна
МДОУ детский сад№11 комбинированного вида
г.Валуйки Белгородской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Тема: «Мой родной город - Моя малая Родина»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Задачи:
- Познавательное развитие:
Закрепить знания детей о родном крае, городе. Формировать умение детей задавать вопросы.
- Речевое развитие: формировать умение составлять небольшой рассказ активизировать словарный запас детей (прилагательными, глаголами); совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо; воспитывать любовь к художественной литературе (к стихам, желание их слушать и выразительно их читать)
- Физическое развитие: развивать координацию движений и умение ориентироваться в пространстве.
- Художественно-эстетическое развитие: приобщать детей к музыкальной культуре, закреплять практические навыки выразительного исполнения песни; закреплять навыки аккуратного закрашивания, развивать мелкую моторику.
- Социально- коммуникативное: учить приходить друг другу на помощь, внимательно слушать друг друга , не перебивать товарища.
Методы и приёмы:
практические – физ. минутка «Мой город», иллюстрации и пазлы с достопримечтельностями города.
Составление рассказов о городе ,чтение стихов о родном крае, дидактические игры: «Собери картинку» , «Путешествие по родному городу», «Узнай где я живу», «Знатоки нашего города» вопросы, беседа.
Предварительная работа: экскурсии по городу, экскурсия в краеведческий музей, рассматривание иллюстраций « Памятники нашего города », беседы с детьми, заучивание стихотворений.
Материалы и оборудование: слайды, иллюстрации красивых исторических мест города Валуйки, песени: «Белгородчина моя», «Мой город»
Воспитатель: Все сюда вы посмотрите
Что же это мне скажите ?
Дети: Это прялка.
Воспитатель: Правильно раньше люди пряли на ней самодельную пряжу ,вязали из нее . теплые вещи. Чтобы получить пряжу, они вращали это колесо .
Вот и я предлагаю вам раскрутить его .Колесо у нас не простоене простое, а
волшебное - это колесо истории. Давайте раскрутим его, произнесем
волшебные слова и посмотрим, что же произойдет.
Дети все вместе:
Колесо крутись, вертись,
Все, что было покажись
Какие были здесь дома
И интересные места.
(Показ слайдов из прошлого нашего города: Остановка « Крепость»)
Кружась входит бабушка Пелагея.
- Ох, куда же я попала?
Весь день дома хлопотала
И попала вот сюда.
Ой, ребятки помогите
Где я милые, скажите?
(Дети здороваются с бабушкой)
Дети: Бабушка, ты не спиши
Как зовут тебя, скажи?
Бабушка: Пелагея звать меня,
А как же к вам попала я!
Дети: Мы крутили колесо истории, хотели узнать о прошлом нашего города.
Да вы присядьте, отдохните.
Бабушка: Нет сидеть я не хочу,
Лучше я домой пойду.
Голова идет кругом,
Где теперь искать мой дом?
(На экране появляется слайд-« Первая крепость, которая называлась « Валуйка»)
Бабушка: Да вот и он,
Здесь мы с дедом и живем.
Голову - то, как вскружило,
Что названье позабыла.
Воспитатель: А мы тебе подскажем. Что это ребята?
Дети: Это самая первая крепость.
Воспитатель: Как же она называлась?
Дети: Первая крепость называлась "Валуйка".
Воспитатель: Но прошло не мало времени. И теперь на месте этой крепости построили
город, в котором мы живём. Как называется наш город?
(Показ слайдов города)
Дети: Колесо крутись, вертись
Настоящий город покажись.
Наш город называется Валуйки.
Воспитатель: Какой наш город?
Дети: Наш город красивый, зеленый, светлый, город - труженик.
Воспитатель: Бабушка если ты хочешь, мы можем показать тебе фильм о нашем городе.
Город наш хоть и не большой, но много интересного в нем.
(Звучит легкая музыка , дети читают стихи о родном городе)
1. Город, как песня!
Город, как птица!
Город, в который нельзя не влюбиться.
2. Есть городок по имени Валуйки.
И в нем судьбой позволено мне жить.
Здесь родников живительные струйки
Даруют радость - Родину любить.
3. Город мой белоснежный,
Вешний, сказочный сад.
Я люблю безмятежно,
Твоих красок цветущий наряд.
4. В жизни город многое видал:
Петр Великий дважды проплывал.
Он с Валуек воевал Азов,
На собор дал денег царь без слов.
5. Светит в небе яркая звезда.
С дальних странствий едут поезда,
Чтоб здесь в Валуйках отдохнуть
И пуститься вновь в далекий путь.
6. Песнь свою журчащую
Нам фонтан поет.
Клумбы разноцветные
Радуют народ.
7. Земля родная, милые Валуйки!
Без вас и дня прожить я не могу.
Здесь песен птиц, чарующие звуки
И чудный след на утреннем лугу.
Бабушка: Я такого не видала,
Словно, в сказке побывала.
Мне бы хотелось, как можно больше узнать о вашем городе.
Вы не могли бы мне помочь друзья?
Благодарна буду я.
Воспитатель: Конечно , мы тебе поможем, ведь наши дети настоящие "знатоки" нашего
города. У них девиз всегда такой.
Девиз: Знатоками трудно быть
Но трудностям этим,
Нас нельзя сломить
Умниками мы слывем
Все мы знаем обо всем
Поэтому всегда и вместе
К нужной цели мы идем
Воспитатель: Наш город лишь маленькая частица страны, в которой мы живем. Как
Называется страна в которой мы живем?
Дети: Наша страна - Россия!
Восп: Наша страна сильная, могучая. В ее состав входят много городов и обл.
Бабушка: А, что за картинки здесь такие, красочные, расписные?
Воспитатель: Это не картинки. Ребята, расскажите , что изображено на экране?
Дети: Здесь изображены гербы разных городов.
Бабущка : Зачем они нужны?
Дети: Герб - это знак.
Воспитатель: Какое сходство между ними?
Дети: Все гербы имеют форму щита.
Восп : Они имеют форму щита потому, что щит защищал рыцарей от копья и меча.
На гербе изображали, что-то очень важное для города и страны.
Посмотрите на герб города Артем. Как вы думаете, чем
занимались люди этого города?
Дети: Повозки (вагонетки) с углем - это говорит, что здесь люди добывали уголь.
( г. Мурманск)
Корабль - портовый город.
Рыба - это означает, что люди занимались рыболовством.
Воспитатель: (обобщает ответы детей)
Свои гербы есть и у нашего города и области (слайд "Наши гербы).
А скажите ,что символизирует герб нашего города? (Садоводство)
Что означает герб белгородской области?
ОРЁЛ - символ победившей России (храбрость, сила, победа, вера, величие)
ЛЕЖАЩИЙ ЗОЛОТОЙ ЛЕВ - символ смирения, справедливости, милосердия.
ЛАЗОРЕВОЕ ПОЛЕ - символ славы, чести, верности, искренности,
безупречности, мягкости, красоты.
ЗЕЛЁНАЯ ЗЕМЛЯ (трава) - символ свободы, надежды, радости, здоровья и
означает плодородие полей и лесов Белгородской области.
Воспитатель: Предлагаю вам выложить герб нашего города. ( выполнение аппликации)
(Звучит музыка, дети делают аппликацию герба)
А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Вопросы: Сколько яблок должно быть в нижнем ряду ?
В котором ряду 3 яблока? И т.д.
Бабушка: Можно я эти картинки себе возьму
И всем знакомым покажу.
Воспитатель: Мы убедились, что дети знают какой должен быть герб нашего города ,
Д/И "УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ"
(Раздаются конверты с изображениями музея, Дворца Культуры)
Воспитатель: Эти фотографии мы подарим тебе на память.
А теперь пора отдохнуть.
Физкультминутку проведем
И движения начнем.
Ты, бабуля, не скучай,
Вместе с нами начинай.
Физкультминутка (выполняют имитацию в соответствии с текстом)
Наш город Валуйки красив и богат,
И много в нем мест привлекает ребят.
С удовольствием в спортзал идем,
Плечи мягко разомнем,
В волейбол мы поиграем,
Мяч футбольный покатаем.
В танцевальный мы кружок
Заглянули на часок.
Танец новый разучили,
Чем приятно удивили.
Дальше новая программа:
Фортепьяно, скрипки, гаммы.
Кисти, краски в руки взяли,
Город свой нарисовали.
Бабушка: Ох! и я косточки размяла.
Кажется , моложе стала.
Из ваших слов я не пойму,
Куда же я сходить смогу.
Воспитатель: О чем нам рассказала эта физкультминутка?
Дети: О том, где с интересом можно провести время.
Воспитатель: Назовите эти места.
Дети: Физкультурно-оздоровительный комплекс , Дворец культуры , художественная школа и школа искусств.
Ведущий: Бабушка никогда не видела эти здания. Давайте мы ей их покажем.
(Раздаются пазлы, дети собирают изображения этих зданий, звучит музыка)
(Дети описывают получившиеся изображения)
Бабушка: Скажите мне, ребятишки,
Как могу я без оглядки
Эти здания найти,
Ведь не знаю я пути.
Воспитатель: Конечно, нужно знать названия улиц. Ребята, вы знаете, на каких улицах расположены эти здания? На каких улицах вы живете?
Дети: (называют улицы:, Суржикова , Полегина, Соколова и т.д.). Эти улицы названы именами героев Великой Отечественной Войны .
(Слайды военных лет, звучит песня "Журавли")
Воспитатель: Вы знаете, что была жестокая война. Люди всей нашей страны поднялись на борьбу с фашистскими захватчиками, не жалея своей жизни. Наши земляки хранят память о тех героях, которые освобождали наш город. Их именами названы улицы нашего города.
Дети: Наш земляк Н.Ф. Ватутин
Полковник А.Г. Полегин
Генерал Ф.Я. Крюков
Генерал С.В. Соколов
Капитан К.Н. Курячий
Генерал И.А. Таранов
Ком. эскадрона И.А. Григорьев.
Воспитатель: Какие памятники погибшим воинам есть в нашем городе?
Дети: « Памятник Н.Ф. Ватутину»
«Танк»
« Скорбящей матери»
« Неизвестному солдату»
« Аллея славы»
(Дети читают стихи)
По аллее героев
С тихой грустью пройдусь.
Землякам - валуйчанам
Низко я поклонюсь.
За великое братство,
За весенние дни
Кровью алой солдатской
Заплакали они.
Воспитатель: Наши Валуйчане не только чтят память о погибших воинах, но и воспевают свой родной, любимый край в стихах и песнях.
Стихотворение: Седою веет стариной
Когда стоишь на крутояре,
И смотришь в даль,
А за рекой - заря колышется в пожаре.
Здесь у слияния двух рек, -
Валуя, быстрого Оскола,
Поставлен город мой навек
И с той поры глядит на долы.
И, кажется, красивей нет
Растет наш город, хорошеет
Прошло уже так много лет,
А он живет и молодеет.
Иван Яковлевич Ходеев.
Дети поют песню " Валуйская земля"
Бабушка: Спасибо вам за такую интересную экскурсию.
Вот так деда удивлю!
Где побывала, расскажу.
О Валуйках многое узнала,
О чем и в мыслях не мечтала.
Все возле печки хлопотала
До того, как к вам попала.
Так что всех вас угощу,
Никого не пропущу.
Бабушка ( раздает угощенья )
ОТ всей души вас приглашаю ,
Пройти к столу и выпить чая
Ведь как водилось на Руси
Гостей всегда ты угости.
(Проводится чаепитие) . .