Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1656 НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Здравствуй, гостья Зима!"

Опубликовано 12.12.2016

Ярославская Ольга Алексеевна

МАДОУ "Колобок" г. Ноябрьск, ЯНАО

Воспитатель

НОД по познавательному

развитию для детей подготовительной

к школе группы на тему:

«Здравствуй, гостья зима!»

СКАЧАТЬ (с презентацией)

 

 

 

Подготовила:

Ярославская О.А.

 

Ноябрьск

2016

 

 НОД по  познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Тема. «Здравствуй, гостья Зима!»

 

Используемый УМК. Картина «Животные в зимнем лесу», предметные картинки; презентация по теме занятия.

Цель. Обогащать знания детей о зиме.

Задачи. Закрепить знания детей о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом. Расширять знания детей о диких животных, как они готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала для них природа, чтобы они переносили зимние морозы. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту зимней природы.

Ход  НОД.

В.  Лишь поздняя осень ушла со двора, Как белая гостья явилась с утра.

-Ребята, наше занятие мы начнем с загадки.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? (о зиме).

- Правильно - это зима! Сегодня мы с вами поговорим о зиме. (слайд №1 «Зима»)

-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (ответы).

-Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия (декабрь, январь, февраль).

-Что происходит в природе зимой? (высказывания детей)

-Какие зимние явления вы знаете? (ответы: метель, вьюга и т.д.)

Сейчас я вам загадаю загадки о зимних явлениях.

Старик у ворот, все тепло увалок? (Слайд №2 «Мороз»)

И не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Слайд №3 «Иней»)

Словно перышки жар – птицы,

Весь сверкает и искрится,

Запорошил лес, лужок

Зимний беленький... (Слайд №4 «Снежок»)

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это – снежная... ( Слайд №5 «Метель»)

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц,

Зимушки – зимы подруга

Северная гостья... (Слайд №6 «Вьюга»)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная... (Слайд № 7 «Снежинка»)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка – крохотулька,

Зимний леденец... (Слайд №8 «Сосулька»)

В огне не горит и в воде не тонет. (Слайд №9 «Лед»)

Побелело на ночь всюду.

А у нас в квартире чудо!

За окошком дом исчез -

Там волшебный вырос лес! (Слайд №10 «Морозный узор»)

Не идется и не едится,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется? (Слайд №11 «Гололед»)

-Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Сейчас поиграем в игру «Подбери признак». Я буду называть слово, а вы говорить какой он, какая она.

Снег (какой?)...

Лед (какой?)...

Снежинка (какая?)...

Мороз (какой?)

Зима (какая?)...

- Молодцы, много признаков подобрали. А еще я вам приготовила игру «Скажи на оборот»

Летом дни жаркие, а зимой – холодные.

Летом солнце яркое, а зимой – тусклое.

Летом день длинный, а зимой – короткий.

Весной лед на реке тонкий, а зимой – толстый.

Осенью бывает листопад, а зимой – снегопад.

Осенью бывает дождь, а зимой – снег.

Осенью деревья желтые, а зимой – белые.

Летом катаются на велосипеде, а зимой на санках.

Летом катаются на роликах, а зимой на коньках.

- Дети мы поговорили о том, как меняется природа зимой, о зимних явлениях. Но животные – это тоже часть природы, значит и у них, происходят перемены. А вот, об этом мы сейчас поговорим.

 

 

 

Физминутка.

                                       А сегодня у зимы – новоселье,

                                       Мы с тобой приглашены на веселье.

                                       Дом построен из сугроба.

                                       А какой вышины?

                                       Вот такой вышины.

                                       Белый коврик у порога,

                                       А какой ширины?

                                       Вот такой ширины.

                                       Погляди – ка, потолки ледяные

                                       Высоки-превысоки, кружевные!

                                       Мы по лестнице шагаем.

                                       Выше ноги, топ – топ.

                                       Двери комнат открываем,

                                       Справа – хлоп, слева – хлоп.

                                      - Здравствуй, зима!

                                      - Здравствуй, зима!

Дыхательная гимнастика

(Вывешиваю картину «Животные в зимнем лесу»).

-Каких  животных вы видите на картине? (Ответы). Давайте поговорим о том, как животные готовились к зиме.

«Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой.

А в рыжей шубке летом» (Слайд №12« Белка»).

- Как вы думаете, почему зимой белочка меняет цвет шубки? (ответы).

 

Белочка меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от ее врагов, ястреба, куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно – серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если б она была рыжей. Беличья шубка становится более теплой. А в самые сильные морозы белочка спит в своем дупле. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и  припасы, которыми питается всю зиму.

- Какие припасы приготовила белка? (орешки, желуди, грибы, еловые и сосновые шишки).

- А кто еще из лесных жителей меняет шубку к зиме? (Слайд №13 «Заяц»).

- Какая шубка была у зайца летом?

Правильно, заяц летом был серым, а к зиме постепенно белеет. Сначала у зайца становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеет спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили, о том, что в природе все имеет свою причину.

- Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (дети высказывают свои мнения).

-правильно, чтобы скрываться от своих врагов. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка.

-А как заяц себе домик устраивает? (ответы).

Оказывается, у зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной яме или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

                      У косого нет берлоги,

                      Не нужна ему нора.

                      От врагов спасают ноги,

                      А от голода – кора.

- Послушайте еще одну загадку.

                       Какой зверь опасный

                       Ходит в шубе красной?

                       Снег разгребает,

                       Мышек хватает! (Слайд №14 «Лиса»)

- А как вы думаете, лиса готовится к зиме? (ответы)

Лиса тоже готовится к зиме, на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

- Чем питается лиса зимой? (мышами, зайцами).

- А о каком звере эта загадка?

             На овчарку он похож:

             Что ни зуб, то острый нож!

             Он бежит, оскалив пасть,

             На овцу готов напасть. (Слайд №15 «Волк»).

- А как волк готовится к зиме? (Ответы).

- Чем питается волк?

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки спят обычно днем, а ночью охотятся.

- Как вы думаете, ребята? Почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки. (Дети высказывают свое мнение).

- А каких животных встретить зимой в лесу нельзя? (Слайд №16«Медведь,еж).

Правильно, ребята. Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают. Заботятся они только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой. Медведь – в берлоге. Он осенью старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно спать. (Слайды № 17,18,19,20,21).

- Вот, ребята, как живут звери зимой в лесу.

- Сейчас поиграем в игру «Угадай и повтори». Я буду называть слова – признаки, а вы должны угадать о каком животном идет речь. А потом повторить все предложение.

  • Злой, голодный, серый... (волк).
  • Трусливый, длинноухий, белый... (заяц).
  • Хитрая, рыжая, хищная... (лиса).
  • Большой, бурый, неуклюжий... (медведь).
  • Рыжая, маленькая, быстрая... (белка).

- Ребята,  для природы и для зверей – зима это трудное время года. А для кого зима – это веселое, радостное время? (ответы).

- Правильно, дети очень любят зиму.

- А почему, дети, любят зиму? (ответы).

- Какие зимние забавы вы знаете? (ответы).

          Как много зимних забав вы знаете. Молодцы. (Слайды № 22,23,24,25).

- Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (ответы).

Сейчас посмотрите, как о зиме рассказали звери, птицы, животные и дети.  (Слайды №26,27,28,29,30.31,32 «Какая бывает зима»).