Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2437 Воспитание здорового ребенка

Опубликовано 27.04.2017

Федоскина Надежда Егоровна
МБДОУ "56, Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий
Воспитатель


Воспитание здорового ребенка

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

В последнее десятилетие во всем мире  наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Наблюдаемое во всем мире явление гиподинамии становится характерной чертой жизни не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников. В досуге маленьких детей все больше и больше времени занимает просмотр телепередач и компьютерные игры, особенно в выходные дни, которые заменили прогулки и подвижные игры детей на воздухе. Дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в дошкольном возрасте.

Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы «Образование и здоровье» особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

Не следует забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка. Для малыша – дошкольника,  двигаться так же естественно,  как дышать, есть, пить, спать. Без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – здоровье, движение – радость, движение – развитие. Известно, что,  более подвижные дети развиваются быстрее, они крепче телом, меньше болеют, проявляют активный познавательный интерес к жизни, у них чаще веселое и радостное настроение.

Среди многих факторов, которые оказывают  влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическая культура  занимает  особое место.  Целью занятий физической культурой является приобщение ребенка к основам здорового образа жизни, освоение им гигиенической культуры и культуры движений. Физическое развитие дошкольника предусматривает в первую очередь формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребность в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, движений и упражнений. Возможности использования физических упражнений неизмеримо шире, чем только укрепление здоровья ребенка, гармоничное развитие его тела и двигательных способностей. Физические упражнения способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности, так как концентрированное возбуждение в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведет к активному торможению центров, имевших значительную нагрузку в процессе умственной деятельности.

Однако физкультурные занятия, предусмотренные программой физического воспитания дошкольников, не могут восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость введения в учебно-воспитательный процесс различных форм физической деятельности.

Физическая деятельность направлена не на результат, а на процесс, получение удовольствия от занятий физическими упражнениями. Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении. Занятия физическими упражнениями очень эмоциональны. Отсутствие регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх, которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость. Такими формами физической деятельности являются физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физминутки, гимнастика пробуждения и т.д.

В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

При выполнении физических упражнений создаются наилучшие условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, скромность, отзывчивость). Кроме этого нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручения), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, настойчивость в преодолении трудностей, выдержка). Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).

Необходимо воспитывать у детей умение творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость. Очень важно воспитывать у детей положительные эмоции, бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благоприятно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, всей окружающей обстановки; воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость к грубому в действиях, словах, поступках.

В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание. У детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда. Дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения, участка (устройство ямы с песком для прыжков, снежных валов, заливка дорожек для скольжения, катка, прокладка лыжни и т. д.), с изготовлением и ремонтом физкультурного инвентаря (шитье мешочков для метания, раскрашивание целей и т. д.), хранением спортивной одежды, обуви и уходом за ними, с подготовкой помещения, участка к занятию (расчистка участка от снега, собирание опавших листьев, поливка площадки водой и т. д.), с расстановкой и сбором физкультурного инвентаря, атрибутов, игрушек на занятиях физическими упражнениями. Кроме того, дети приобретают трудовые навыки по уходу за физкультурным инвентарем: вытирают пыль с гимнастической стенки, скамейки, досок, мячей, палок, обручей; очищают лыжи от снега, натирают их мазью, убирают на место, вытирают пыль с велосипеда. У детей формируются навыки в самообслуживании (надевать и снимать костюм, обувь), а также стремление помочь воспитателю в проведении закаливающих процедур и т. д. На занятиях необходимо воспитывать у детей уважение к труду взрослых и сверстников.

Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физического воспитания в их подготовке к труду.

Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решались комплексно.

 

Список литературы:

1.Береснева З.И. Здоровый малыш.-Москва, 2004, 3-4с.

2.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие  технологии в ДОУ.-Москва, 2007.-3с.

3.Картушина  М.Ю. Зеленый огонек здоровья.-Москва,2007.-4с.