Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2383 "Волшебный мир сказок"

Опубликовано 17.04.2017

Лысенкова Надежда Сергеевна,

Токарева Вера Викторовна

МДОУ детский сад №35 "Вырастайка" г. Серпухов,

воспитатели

"Волшебный мир сказок"

 

Ребенок впервые знакомится с искус­ством слова, слушая народную пе­сенку, сказку. В каждой семье, в детских садах народная сказка жи­вет и радует детей.

   Произведения устного народного творчества,  не утратили силы воз­действия на ребенка и в наши дни. Дети лю­бят сказки, охотно их слушают, легко запо­минают.

Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех народных сказках повторяются одни и те  слова и обороты.  Сказки прочно вошли в детский быт По-своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.

Но не только для забавы создавались сказки. Народ верил в силу художественно­го слова и пользовался им в целях воспита­ния, В содержание народных сказок вложе­ны глубокие нравственные идеи. Слушая и узнавая сказку, ребенок приобщается к мо­ральной культуре народа.

Народное творчество всегда было идейным, сказка вставала на защиту бес­правного, обездоленного.    Труд    глу­боко   уважаем, показан как основа жизни.

Положительный герой трудолюбив и ис­полнителен,  за это он щедро награждается. Действие многих сказок развертывается на фоне трудовой жизни,  а в маленькой сказке «Репка» наглядно вид­на идея взаимной помощи в труде.

Просто и убедительно показывает сказка торжество правды над ложью, добра над злом, победу справедливости. Такие сказки, как «Братец Иванушка и сестрица Аленуш­ка», «Крошечка-Хаврошечка», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», гово­рят ребенку о настоящей дружбе, помощи товарищу в беде.

Сказка учит ребенка достигать намечен­ной цели, уметь преодолевать препятствия. В сказке «Гуси-лебеди» девочка не уберегла  маленького братца: его унесли гуси-лебеди. Она, сознавая свою вину, до прихода роди­телей разыскала братца и, преодолев слож­ные препятствия, принесла его домой. В сказке «Петушок и бобовое зернышко» курочка сумела вовремя- достать петушку масла, чтобы проскочило бобовое зернышко, которым он подавился. Подобных примеров в сказках достаточно.

Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами свойственными человеку: они умеют говорить, думать. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. Волшебные сказки открывают детям просторы фантазирования.

В сказках перед взором ребенка  возникают образы родной природы.  Он видит и чистое поле, и бе­лую березоньку, и быструю речку с крутым бережком. Рисует она и зимний морозный вечер на речке, и сад, где растет чудесная яблонька: «Яблочки висят на ней наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся се­ребряные».  Подобные  картины,  окрашенные  в эмоциональные     тона ,  способствуют  воспитанию любви к родно­му краю, к Родине.

Глубокие моральные проблемы в сказке понятны и близки маленькому ребенку.  Со­держание сказок увлекательно, сюжеты их разнообразны.  Много создано и волшебных сказок.  Действующие    лица   сказки  —  родные,  близкие  люди: мать, отец,  дедуш­ка, бабушка, сам ребенок,  его братья,  сест­ры.   Люди, создавшие сказку, умели выбрать из жизни конкретный случай, интересный и доступный пониманию ребенка. Девочка за­блудилась в лесу и попала в избушку к мед­ведю;  Иванушка, не послушав сестру, выпил воды из козьего копытца и сделался козле­ночком; румяный сдобный Колобок сбежал от дедушки, бабушки, от зайца, волка и мед­ведя.

 

Внимание ребенка в сказке сосредоточено на основном развитии сюжета: слушая сказ­ку, он не отвлекается от главного, пережи­вает вместе с героями все события и сам как бы становится их участником.

В сказке много необычайного, чудесного. В ней, как в игре, все возможно. Действи­тельность переплетается с чудесным вымыс­лом, с фантазией. Это переплетение — ее от­личительное свойство. Особенно много вы­мысла в волшебной сказке. В ней преобла­дает фантазия, много чудес, превращений. Мальчик становится козленком («Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), царевна превращается в лягушку («Царевна-лягуш­ка»). Поражают воображение ребенка и волшебные образы: Баба Яга, Кощей Бес­смертный, чудо-конь Сивка-бурка; волшеб­ные предметы: ковер-самолет, избушка на курьих ножках, волшебная яблонька.

В народной сказке живут и действуют по­ложительные герои, которым так сочувству­ют дети. Герой сказки трудолюбив, справед­лив и отважен. Он защищает слабого, пре­одолевает препятствия, достигает намечен­ной цели. Героем может быть не только Иван-царевич, но и Иванушка-дурачок, и маленькая девочка, и петух, который «хоть мал, да удал», сумел выгнать лису-обидчицу из зайкиной избушки.  Сказка всегда на сто­роне доброго героя. В трудную минуту на помощь ему приходят звери, волшебные су­щества и предметы. Есть в сказке и отрицательные персонажи. Обман,ложь, жестокость – их  характерные черты.

Отрицательные персонажи сказки ярче от­теняют качества добрых героев, вызывают конфликт, помогают развитию действия сказки. В развивающемся конфликте всегда побеждает положительный герой, а злой на­казывается.

Сказка как один из видов народного ис­кусства привлекает внимание ребенка и художественной формой. Ее жизнерадост­ному, бодрому содержанию свойственна ди­намичность развития действия, быстрая смена картин,  определенность кон­ца. А все это соответствует восприятию ма­ленького ребенка.

Язык народной сказки меток, выразителен и в то же время прост. Художественные об­разы, характеры героев нарисованы столь ярко, что ребенок как бы видит их перед со­бой. Так, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» образы трех дочерей хозяйки противопостав­лены Крошечке-Хаврошечке: «Они только и знали, что у ворот сидели, да на улицу гля­дели, а Крошечка-Хаврошечка на них рабо­тала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала».

Сказка дает героям меткие прозвища: ли­сичка-сестричка, мышка-норуш­ка, лягушка-квакушка, муха-горюха. Форма этих определений продиктована зрительны­ми и слуховыми впечатлениями, наблюдени­ями за жизнью животных.

Слово-прозвище часто подкрепляется зву­коподражанием. Петух в сказке поет голо­систо: «Ку-ка-ре-ку!», собака лает, лягушка квакает, корова мычит.

Органически вплетается в сказку песенка, которая часто является условным знаком: коза поет козлятам песенку, чтобы они от­крыли ей дверь. Иногда песенка входит в диалог. Такова песенка колобка в ответ на слова встреченных зверей: «Колобок, коло­бок, я тебя съем!» Песенки украшают сказку и в то же время передают настроение ге­роя. Так, колобок поет веселую хвастливую песенку, а козленок вызывает  Аленушку  пе­чальной песенкой-жалобой.

Читать ли детям сказку или рассказывать ее? Этому вопросу взрослые часто не придают значение. Однако народная сказка по своей природе  тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родилась сказка, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. И в этом есть большой смысл. Ведь обычно  рассказчик говорит от себя, как свидетель событий, происходящих в сказке, даже как их участник. Когда же сказка читается, то читающий как бы теряет непосредственную связь со слушателями. Это и понятно: между ними и детьми стоит текст, в который читающий должен заглядывать. Рассказывание сказок является, конечно, большим искусством. В какой-то мере этим искусством может овладеть каждый.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состя­заться в этом случае с педагогическим гени­ем народа».

Педагоги и родители  широко должны пользоваться сказкой в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.

 

   Литература: «Художественное воспитание в детском саду « Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А.Езикеева, Н.С.Карпинская».  «Русское народное творчество детскому саду» А.П.Усова, «Ты детям сказку расскажи» З.А.Грищенко

            Педагоги   МДОУ – детского сада №35 «Вырастайка»:  Токарева В.В., Лысенкова Н.С.