Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1976 Доклад на тему: "Влияние профессиональной компетентности воспитателя на формирование целевых ориентиров воспитанников посредством игровой деятельности в рамках ФГОС ДО"

Опубликовано 31.01.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Колокольчик» г.Красный Кут Саратовской области»

 

 

Доклад

 

на тему:

 

«Влияние профессиональной компетентности воспитателя на формирование

целевых ориентиров воспитанников

посредством игровой деятельности

в рамках ФГОС ДО»

 

                          Подготовила:

воспитатель Никонова А.В.

 

 

«Как никто не может дать другому того,

чего не имеет сам, так не может развивать,

воспитывать и образовывать других тот,

кто сам не является развитым,

воспитанным и образованным».

 

А. Дистервег

 

Дошкольное образование – первая ступень российской образовательной системы. Являясь государственным институтом, дошкольное учреждение создается для реализации конкретных целей и выполнения современного образовательного заказа. Характеризуя современную систему дошкольного образования, необходимо отметить ее целевую направленность на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС ДО, задача педагогического коллектива ДОУ стоит не в ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпа перевода его на школьное обучение, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и интересов с учетом возраста. Главный принцип Стандарта – сохранение самоценности и уникальности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека.

ФГОС является стандартом качества ДО, качества полноценной творческой жизни детей в ДОУ. Внедрение Стандарта приведет постепенно к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольного учреждения, воспитателей – и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню. Стандарт нацелен на создание комфортных условий для воспитания ребенка и на обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и творчеству.

Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат – развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения, предполагает высокий уровень профессиональной компетентности воспитателей ДОУ и формирующих ее компетенций.

Нормативные требования к педагогической деятельности воспитателя ДОУ отражены в квалификационных характеристиках и документах образовательного учреждения. Базовое образование, полученное воспитателем, создает лишь предпосылки для формирования профессиональной компетентности, включающие обучение комплексу «деятельностей», необходимых для решения текущих образовательных и педагогических задач молодым специалистом в ДОУ.

Современные же нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования, задают перечень профессиональных компетенций, отличающихся содержательно от традиционно реализуемых воспитателями функций.

 

 

 

«До»

«После»

Организационно-содержательный аспект

Педагог занимает ведущую позицию.  Выполняет преимущественно информационно-просветительские функции.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых. Педагог организатор и помощник познавательной деятельности детей.

Цель дошкольного образования: всестороннее развитие ребенка.

Цель дошкольного образования: поддержка индивидуальности каждого ребенка.

Приоритет образовательных задач над воспитательными.

Цель: объем знаний.

Приоритет воспитательных задач над образовательными.

Цель: формирование личностных качеств.

Жесткое планирование деятельности детей

Учет потребности ребенка в выборе деятельности, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Планирование деятельности педагога.

Технологии и методы

Репродуктивный метод – передача системы обобщенных знаний, умений и навыков. Ребенок рассматривается, как объект, которого нужно «научить».

Деятельностный метод – знания не даются в готовом виде, дети «открывают» их  в процессе активной самостоятельной или совместной деятельности (под ненавязчивым руководством взрослого). Ребенок субъект собственной деятельности, т.е. задача педагога «научить учиться»

Профессиональная компетентность

- Профессиональная компетентность педагога представлялась в виде групп педагогических умений.

В соответствии с современными тенденциями образования профессиональная компетентность педагога включает не только группу педагогических умений, но личностные компетенции педагога, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач.

Таким образом, педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического  общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Педагогическая компетентность включает в себя знание методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.

 

Развитие профессиональной компетентности в современных условиях требует от нас, воспитателей, особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть видовые особенности воспитательно-образовательной среды дошкольного учреждения, запросы и потребности общества и родителей.

Главный акцент в Стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Образовательные задачи в своей работе мы ставим в соответствии с Образовательной программой МДОУ, а развивающие и воспитательные – с ориентировкой на целевые ориентиры ФГОС ДО.

Требования Стандарта к результатам освоения Образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования. Целевые ориентиры представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, а не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки.

Целевые ориентиры выделены в 2 этапа:

- младенческий и ранний возраст;

- этап завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации Программы, её характера, особенностей развития воспитанников и вида Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга.

В отличие от стандартов начального, среднего и высшего образования целевые ориентиры ДО рассматриваются не как оценка или фиксация достижений ребенка или педагога, а как ценностные установки, векторы в развитии. В стандарте такой подход прописан впервые.

Целевые ориентиры помогают нам  определиться, в каком направлении должно идти развитие ребенка, в каком направлении осуществляется наша работа, при этом, мы не добиваемся обязательных результатов.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования. Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы  в детском саду были сформированы волевая  и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации  – игру, развлечение или познание?  Это целевые ориентиры, которые позволяют понять, в каком направлении нужно двигаться.

В Стандарте обозначен минимум, и каждая организация в своей программе определяет свои ориентиры, опираясь на этот минимум. 

В Образовательной программе нашего МДОУ, которая разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, определены следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.

Многие разделы Стандарта дошкольного образования посвящены условиям формирования инициативной и самостоятельной деятельности детей и прежде всего свободной игры. Игра – одно из ключевых направлений стандарта.

Поэтому воспитатели нашего детского сада в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Мы не навязываем детям игру, но и не оставляем ее без руководства. Самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнении игровых действий, распределении ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать играющим партнером.

В целях развития интеллектуальных и личностных качеств детей, формирования предпосылок учебной деятельности, опираясь на Целевые ориентиры освоения Образовательной программы нашего МДОУ, воспитателями нашего детского сада была создана «Копилка игр, используемых в образовательном процессе с учетом целевых ориентиров ФГОС ДО».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Тип игры

Подражательно-процессуальные

Драматические

С правилами по сюжету

Без сюжета

Название игры

1.1.    ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

«Мартышки», «Cтуколка»

«Теремок», 

«Федорино горе» Театрализован-ные игры по сюжетам сказок

«Семья», «Больница», «Школа», «Библиотека»«Транспорт», «Парикмахерская» и др. сюжетно-ролевые игры, «Строим новый город »

Постройки из песка, игры с водой, конструиро-вание  из бумаги, игры с конструкто-ром, со строительным материалом

1.2.    ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

 

Обыгрывание сказок с трансформа-цией, хороводные игры («Каравай»)

«Семья», «Больница», «Школа», «Библиотека»«Транспорт», «Парикмахерская»,

«Ателье»

 

Словесные игры с правилами: «Кто летает?», «Скажи наоборот», «Нагружаем пароход»,

 «Ручеёк», «Выставка игрушек»

1.3.    ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

«Задуманное действие», «Молчаливое собрание», «Узнай кто»

«Где мы были мы не скажем, а что делали -  покажем», обыгрывание сказок, стихов, художествен-ных произведений

«Путешест-вие», «Капитан», «Моряки», «Музей», «Полёт в космос»

«Будь вниматель-ный»,

«Найди своё место»

1.4.    ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

 

«Фанты»

«Кузовок», «Путешествие по городам», «Строители»

«Отгадай слово», «Портрет», «Угадай, что задумано», «Где мы были мы не скажем, а что делали -  покажем», «Кто в домике живёт», «Угадай, о чём рассказали», «Мой весёлый, звонкий мяч», «Испорчен-ный телефон».

 

 

 1.5. у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

«Змейка», пальчиковые игры

«Охотники и утки», «Хитрая лиса», «Совушка-сова»

«Классы», «Поймай лягушку», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», и др. подвижные игры по возрастам, «Космические спасатели»

«Парный бег», «Весёлые соревнова-ния», «Кто дальше», «Верёвочка под ногами», «Серсо», «Кольцеброс» «Школа мяча», «Резиночка», «Кто больше», «Не урони шарик», «Быстрые пальцы», «Перетягива-ние каната», «Ловишки»

1.6.   ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 

«Что будет, если…»

«Транспорт», «Школа», «Детский сад», «Пожарные», «Больница», «Строители», «Почта»

«Что будет если…», «Огонь - друг, огонь - враг», «Кто больше назовёт действий», «Нам на улице не страшно»

1.7.   ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

«Урок пения и музыки», «Рыбаки»

«Где мы были мы не скажем, а что делали -  покажем», «Лесная академия»

 «Разведчики» «Радио», «Зоопарк», «Ферма», «Семья», «Больница», «Транспорт», «Школа», «Детский сад», «Пожарные», «Строители», «Почта»

«Отгадай-ка», «Лото», «Найди пару», «Найди похожую», «Четвёртый лишний», «Что бывает такого цвета», «Найди половинку», «Парные картинки», «Разрезные картинки», «Чего не хватает», «Чего на свете не бывает», «Испечём пирог», «Что случилось», «Кому какое угощение», «Какое время года (погода, который час)»

 

По требованиям ФГОС ДО педагог должен обеспечить рефлексию на каждом мероприятии, во всех видах деятельности, включая и игровую.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

Рефлексия ребенка в игровой деятельности:

  • Я успел (не успел)…
  • Я узнал…
  • Я сделал…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся (у меня не получилось)…
  • Мое настроение… (я чувствую)…

Для проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния мы в своей работе применяем следующие методики:

 «Солнышко»

Моё настроение похоже на:  солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.

 «Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

 «Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги ёлочные игрушки, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку. Для малышей используем игрушки с уже изображенными эмоциями.

 «Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. Чтобы определить настроение по цвету мы применяем характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

«Сказочное дерево  (поляна)»

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Педагог договаривается с детьми  о значении цветов или размеров этих предметов.

Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Для успешного внедрения федерального государственного образовательного стандарта ДО каждый из нас должен совершенствоваться,
ведь современный педагог это:

- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. 

Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к разнообразным видам  деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

 

 

Используемая литература:

 

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  4. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  5. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс, 2008.
  6. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: Айрис – Пресс, 2008.
  7. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  9. Сластенин В., Исаев И. Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика, 2012.
  10.  Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.