Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1974 Статья «Реализация основных форм обучения в МБДОУ в условиях ФГОС дошкольного образования»

Опубликовано 31.01.2017

Статья «Реализация основных форм обучения в МБДОУ  в условиях ФГОС дошкольного образования»

 

Заведующая МБДОУ №2 «Северяночка»

                          Т.А. Бабаджанова

                                                         г. Снежногорск Мурманская область

 

      Проблема учёта современных требований к организации образовательной деятельности  дошкольников одна из самых актуальных. Именно разумное сочетание методов, средств, форм обучения значительно улучшает качество и результативность  подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Актуальность вопроса использования разнообразных форм обучения в работе с детьми подтверждается и социально-педагогической значимостью реализации задачи нового государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

     Построение образовательной деятельности в нашем образовательном учреждении соответствует тем целевым ориентирам, которые существуют в обществе на определённом этапе и направлены на выполнение социального заказа.

      В условиях общественного дошкольного образования до сих пор преобладающей остаётся фронтальная форма обучения. Традиционность фронтальной формы обучения постепенно привела нас к поиску инновационных форм, которыми стали групповая форма обучения и коллективный способ обучения (КСО).

      Коллективная работа дошкольников имеет следующие признаки:

-наличие для всех участников КСО единой общей цели, реализуемой в осознании коллективной ответственности за полученное задание;

-общественно-полезный характер деятельности всех и каждого ребёнка;

-основная формула КСО: «Все обучают каждого и каждый обучает всех»;

-обучение в динамических парах и парах сменного состава;

-организация дифференцированных заданий и выполнение их как всем коллективом, так и отдельными группами;

-сотрудничество, взаимопомощь участников коллективной работы при ведущей роли педагога. Здесь важна установка «Забота всех о каждом и каждого обо всех»;

-разделение труда, функций, и обязанностей участников путём учёта интересов и способности каждого;

-получение за выполнение учебного задания соответствующей социальной оценки, как со стороны воспитателя, так и других детей.

       Коллективный способ обучения позволил усовершенствовать групповое обучение (работа в мини-группах, парное взаимообучение):

-деление воспитанников на небольшие группы по 3-7 человек;

 -все участники группы совместно работают над решением практических задач, заданных воспитателем;

-в момент работы состав групп постоянен;

-каждый член группы имеет свои обязанности;

-у групп есть возможность решать образовательные задачи путём решения каждой группой отдельной задачи или все решают одни и те же задачи;

-результатам даётся групповая оценка, достижения же отдельных детей оцениваются исключительно в индивидуальной форме.

        Использование группового  обучения позволяет рассматривать его и как форму обучения, и как форму организации образовательной деятельности, которая позволяет наилучшим образом организовать деятельность педагога и воспитанников в определённом порядке и режиме, способствовать коммуникативно-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию детей.

      В детском саду образовательная деятельность строится на развивающем обучении. Оно способствует возникновению потребности у ребёнка в новом понятии или способе действия, организует, направляет и поддерживает собственную деятельность детей по овладению знанием, организовывает самостоятельную формулировку детьми своего открытия.

     Структура занятия для детей старшего возраста (за основу взяли структуру занятия по развивающей системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова).

1.Ситуация успеха.

   На этом этапе педагог выстраивает практическое задание, которое может выполнить каждый ребёнок. Эта работа является основой  для нового задания, которое предстоит «открыть» детям на занятии. Важно, чтобы дети смогли самостоятельно оценить то, что они умеют и знают. Обязательно проводится анализ способа, которым пользовались (Как выполняли задание? Какие знания применяли? Каким способом пользовались? и т.п.)

2.Постановка учебной задачи.

    Этап состоит из нескольких шагов: выявление проблемы, выдвижение гипотез, идей, выбор, проверка гипотез, подведение итогов. Стартовой позицией для постановки учебной задачи является выявление противоречия, связанного с незнанием (неумением) ребёнка найти решение на основе известного ему способа действия. Для осознания дошкольниками противоречия воспитатель побуждает выявить и зафиксировать проблему: Что интересного заметили? Вам удалось выполнить задание? Сколько мнений? и т.д.

Функцию выдвижения детьми предложений, гипотез, идей иногда может взять на себя педагог или сказочные герои. В этой ситуации педагогу необходимо заранее подготовить  несколько гипотез, среди которых одна будет правильной, а остальные – построены на типичных ошибках. Затем педагог может последовательно предложить детям все варианты решения для совместного обсуждения. При этом неверные решения не отвергаются, а принимаются как положительный результат поиска. Воспитатель помогает детям  прийти к пониманию того, что неверно найденное решение направляет на новые способы действия и тем самым сужают круг поиска. (Теперь мы твёрдо знаем, что эти варианты решения нам не подходят, значит надо искать новые). Сначала дети формулируют выводы своими словами, а затем педагог оформляет детские высказывания в определение или правило. Если речь детей развита слабо, можно использовать приём: Я вас правильно поняла, что…? И далее дать правильное словесное описание.

3.Моделирование.

       На этом этапе воспитателю важно создать условия для конструирования детьми собственной модели «открытого» знания или способа действия, используя либо общепринятую знаковую, графическую или буквенную символику. Модель позволяет детям легко запоминать информацию и применять её в практической деятельности. Организовать работу над придумыванием моделей можно в парах, группах или обсуждая совместно.  Итогом будет обсуждение, выбор наилучшей модели для удобства пользования.

4.Преобразование модели.

       Применение «открытия». Подбор наиболее продуктивных заданий, направленных на расширение и углубление знания. Ребёнок должен насладиться своим открытием.

5.Контроль и оценка.

        Заключается в самоконтроле, взаимоконтроле детьми выполнения предыдущих действий, усвоенного общего способа деятельности.

         Проблема организации образовательной деятельности сегодня рассматривается педагогами с разных, порой спорных точек зрения. Но все сходятся во мнении, что любое занятие должно быть своеобразным педагогическим произведением, иметь целостность,  взаимосвязь частей, единую логику деятельности педагога и детей. Следовательно, те изменения в организации образовательной деятельности, которые предусмотрены ФГОС дошкольного образования, не только уменьшают психологическое напряжение, но и расширяют для детей горизонты познания, учат конструктивному использованию ресурсов сообщества.