Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1967 Консультация для родителей "Игры по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет"

Опубликовано 30.01.2017

Епифанова Марина Вячеславовна
МБДОУ "Детский сад № 11"
город Троицк, Челябинская область
Воспитатель


Консультация для родителей "Игры по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет"

 

 

Содержание

  1. Значение игр по формированию грамматического строя речи
  2. Комплекс игр по формированию грамматического строя речи

 у детей 5-6 лет.

  1. Литература

 

 

         Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры. Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры.

«Скажи наоборот»

  Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

     Примерный речевой материал:

шар... (шары)

комар... (комары)

гриб... (грибы)

шкаф... (шкафы)

стол... (столы)

мяч... (мячи)

сапог... (сапоги)

петух... (петухи)

паук... (пауки)

пирог... (пироги)

дом... (дома)

глаз... (глаза)

лес... (леса)

окно... (окна)

ведро... (ведра)

корова... (коровы)

роза... (розы)

пила... (пилы)

лимон... (лимоны)

слива... (сливы)

тетрадь... (тетради)

книга... (книги)

кубик... (кубики)

ложка... (ложки)

мышка... (мышки)

 «Чего много?»

 Цель:  усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

стул — много стульев:

дерево — много деревьев;

перо — много перьев;

колесо — много колес;

тетрадь — много тетрадей.

 «Мой—моя—мое—мои»

 Цель:  упражнение в согласовании местоимения с существительным.

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.

     Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

 «Посчитай».

  Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.          

       Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

 «Услышь ласковое слово».

  Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

лес — лесок;

голос — голосок;

петух — петушок;

старик — старичок;

друг — дружок;

снег — снежок;

бок — бочок;

круг — кружок;

береза — березка;

шуба — шубка;

лошадь — лошадка;

корова — коровка;

капля — капелька;

рука — ручка;

нога — ножка;

береза — березонька;

ночь — ноченька;

дочь — доченька;

Оля — Оленька;

рука — рученька;

нога — ноженька;

подруга — подруженька;

лиса — лисичка;

вода — водичка.

 «Цепочка».

 Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

     Примерный речевой материал:

кулак — ... — ...

нога — ... — ...

волос — ... — ...

плечи — ... — ...

нос — ... — ...

рука — ... — ...

клюв — ... — ...

усы — ... — ....

 «Скажи правильно».

 Цель: упражнение в подборе глаголов.

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

    Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.

 «Ждем гостей».

 Цель: упражнение детей в словообразовании.

Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.

      Примерный речевой материал:

посуда для супа — ...

посуда для хлеба — ...

посуда для соуса — ...

посуда для сливок — ...

посуда для масла — ...

посуда для конфет — ...

посуда для молока — ...

посуда для сухарей — ...

 «Подумай и назови».

 Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

         Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...

Если у человека есть здоровье, то человек ...

«Запоминай-ка»

Цели:

-Актуализация словарного запаса по пройденным лексическим темам.

- Развитие навыков понятийного обобщения.

- Развитие слухо – речевой памяти.

- Закрепление слухо – произносительной дифференциации свистящих  звуков.

Оборудование: карточка с рядами слов (для логопеда)

Описание:

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.

Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.

«Путаница»

Цели:

- Развитие навыков словесно – логического мышления.

- Активизация  умений правильного согласования прилагательных с существительными  в Именительном   падеже.

Оборудование: карточки с 2-мя вариантами словосочетаний (правильных и ошибочных) для логопеда. При необходимости можно использовать картинки  из предложенных словосочетаний (цапля, блюдце, козленок, капелька и т.д.)

Описание:

Взрослый зачитывает правильный вариант словосочетаний, ребёнок их повторяет. Затем, зачитываются словосочетания, в которых сознательно допущена ошибка. Ребёнок находит ошибку и подбирает правильную  пару к каждому словосочетанию.

Правильный вариант: длинноногая цапля, желтый цыплёнок, хрустящая вафля,   круглый блинчик, весёлый козлёнок,  дождевая капля,  спелая слива,  стеклянное блюдце, сладкое суфле.

«Путаница»: длинноногая вафля, хрустящая цапля, жёлтый козлёнок, весёлый блинчик, круглый цыплёнок, дождевая слива, спелая капля, сладкое блюдце, стеклянное суфле.                         

«Смысловые пары»

Цели:

-Развитие навыков словесно-логического мышление.

-Закрепление обобщающих функций слов.

Описание: Взрослый предлагает ребёнку пару слов, связанных определёнными смысловыми отношениями (например: часть – целое, действие  - результат и т.д.) Затем ребёнку предлагается подобрать слово – пару к слову -  стимулу (например: собака – будка, птица - …). При этом, характер смысловых связей является типовым для обеих пар слов. Если ребёнок затрудняется подобрать пару, необходимо составить предложение со словами из  первой пары и, проанализировав их отношения, задать уточняющий вопрос ко второму слову. Например: собака живёт в будке; будка – домик для собачки. Как называется домик для птицы?

Смысловые пары:

Самолёт – пилот, поезд - …, курица – цыплёнок, овечка - …., пальто – пуговка, ботинок - …, ножки – сапожки, ручки - …, птица – пёрышки, кошка - …, зайка – морковка,  корова - …, кораблик – причал, автобус -  …, мышка – норка, белка - …, ножницы – бумага, молоток - …, цветы – ваза, суп - …, малыш – коляска, кенгурёнок - …,  кондитер – пирожные,  художник -…,  волосы – заколочка, пальчик - …

                                   

«Три медведя»

Цели:

-Развитие звуко – высотной  модуляции  голоса.

-Закрепление  умений вопросительного интонирования высказываний.
Описание:  Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку "Три медведя". Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) и Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в 3-х вариантах:
-Кто сидел на моем стуле?
-Кто ел из моей чашки?
-Кто спал на моей постели?
-Кто же был в нашем доме?

«Шумные коробочки»

Цели:

- Развитие слухового  внимания и памяти.

- Формирование  навыков  дифференциации неречевых звуков.

Оборудование: одинаковые металлические баночки (из- под леденцов, крема и т.п.), наполненные сыпучими продуктами с частицами разной величины (манная и гречневая крупа, горох, фасоль и др.).

Описание: Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого сыпучего продукта в металлической коробочке (при ее встряхивании). Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Т.к. звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале трем, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.

«Узнай, что звенит (гремит)?»

Цели:

- Развитие  слухового внимания и памяти.

-Формирование  навыков  дифференциации неречевых звуков.

Оборудование: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п.

Описание:Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит.

 Название каждого звучащего предмета проговаривается.

 Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.

 Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

«Угадай, кто позвал?»

Цели:

- Развитие  слухового  внимания;

- Развитие  навыков дифференциации речевых звуков по тембру голоса.

Описание: Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвалего.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ».                       

«Близко-далеко»

Цели:

- Закрепление представлений  о взаимосвязи громкости звука с отдаленностью/приближенностью объекта (источника звука)

- Развитие навыков силовой модуляции голоса.

- Активизация  глагольного словаря  по темам «Животные», «Птицы».

Описание:  Взрослый предлагает ребенку определить, далеко ли близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо)

Кричат дети: АУ (громко)  АУ (тихо)

Лает собака АВ (громко)    АВ-АВ (тихо)

Мяучит кошка

Мычит корова

Поет петух

Кудахчет курица

Квакают лягушки

Каркает ворона

Блеет овечка.

«Рифмы»

Цели:

- Развитие  слухо–речевой  памяти.

- Формирование  навыков  анализа ритмического рисунка слов (методом соотнесения).

Описание: Взрослый не торопясь, внятно, произносит три слова и просит ребенка повторить их. Затем взрослый называет ряд слов, среди которых надо найти слово/слова, рифмующееся (рифмующиеся) с третьим словом из запомненного ряда.

Мак-дом-ветка

 (слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

совок  -  вагон  - гном

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

калитка  -  дом  -  каток

(улитка, гном, платок, листок, ком)

при трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

«Четвертый лишний»

Цели:

 - Развитие  навыков  слуховой дифференциации длинных и коротких слов.

- Развитие   слухо – речевую память.

Описание:  Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак  -  бак  - так  - банан

Сом  -  ком  - индюк - дом

Лимон  -  вагон  -  кот - бутон

Мак  -  бак  -  веник - рак

Совок  -  гном  -  венок - каток

Пятка  -  ватка  -  лимон - кадка

Ветка  -  диван  - клетка –

 

«Сочинитель»

Цели:

 - Развитие  навыков  рифмовки слов.

- Развитие слухового внимания и памяти.

Описание: Взрослый читает двустишие с пропущенным последним словом  и  просит ребенка подобрать слово в рифму.

Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом)                                          

Здесь красивое местечко,

Протекает  мимо… (речка)

                                              Шел по лесу шустрый мишка,

                                              На него свалилась…(шишка)                                            

Как-то вечером две мышки,

Унесли у Пети…(книжки)

                                                 Мама милой дочке Оле

                                                 Суп сварила из (фасоли)

Мы собирали васильки,

На головах у нас…(венки)

                                               Сшил себе котенок тапки,

                                               Чтоб зимой не мерзли (лапки)                                                   

Говорят, один чудак

В речке выловил башмак

Но, зато ему потом

На крючок попался…(сом)

«Озорные мышки»(Слоговой синтез)

Цели:

Формирование умений  анализа и синтеза звуко – слогового состава слов.

Оптимтизация слухо-речевой памяти.

Описание:

Игра предваряется чтением стихотворения (взрослым ребёнку).

         В грамоту мышки дружно играли:

        Картинки смотрели, все буквы назвали,

        Отгрызли кусочек от каждого слова.

        Слова – горько плачут.

        Составим их снова!

Задание/Инструкция: Мышки отгрызли и утащили слог «сок» из всех слов. Сейчас я назову тебе  оставшиеся кусочки слов.   Добавь к каждому кусочку  слог «СОК»,  чтобы кусочки снова превратились в слова. Назови слово целиком.

Слова:  ПЕ (СОК), НО(СОК), ЛЕ(СОК), ПОЯ(СОК), ГОЛО(СОК),  КОЛО(СОК).

Вариант игры для синтеза слов со слогом «РА»

Слова: ИГ(РА), НО(РА), ГО(РА), ЖА(РА), ШКУ(РА), КАНУ(РА).

Вариант игры для синтеза слов со слогом «ЗА»

Слова: КО(ЗА), ВА(ЗА), РО(ЗА), СТРЕКО(ЗА), ГРО(ЗА), СЛЕ(ЗА), МИМО(ЗА)                                        

Звуковой анализ слова (1)

Цели:

 -Развитие фонематического анализа (выделение звука из слов).

-Развитие  навыков  позиционного звукового анализа слова.

Описание:  Определить первый звук в словах. Выделить звук, голосом, «нажать» на него.

Малина,  монета, магнит,  маска, маки, море, музыка.

Определить есть звук М в слове, или нет (хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук):

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, март, цыпленок, коза.

Определить, где слышится звук М – в начале, середине или конце слова:

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк. мыло, крем, лом, лямка,. сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух (первом или втором)  слов слышится звук М:

Калина-малина, море-горе, мох-пух, мухи - сухо,

раки-маки, монета-ракета, мука-рука, магазин-бензин, мыло-шило.

 

Звуковой анализ слова (2)

Цели:

 - Развитие фонематический анализ (выделение звука из слов)

-  Развитие  навыки фонематического анализа на материале коротких текстов.

Описание: Взрослый называет слова и просит ребенка определить первый звук в каждом слове. В задании  2 взрослый читает рассказ, ребенок запоминает слова с заданным звуком.

1.Определить первый звук в словах:

Оля, иволга, аист,  утка,  ослик,  этаж, автобус, обруч, улитка, абрикос, индюк.

2. Прослушать рассказ и запомнить  слова со звуком Р:

Рома и Вова пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали пять карасей и двух раков. Скоро подул ветер, и сбежались тучи. Послышались раскаты грома. Мальчики поспешили к дому.

 

Таким образом, игры  направленные на развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-6 лет  помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

 

 

Литература:

1.  Александрова Т. В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников». Санкт – Петербург – 2003 г. »

2. Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР – III уровня. 1 год обучения. II период. 2010г.

 

3.Бойкова С.В. «Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников», 2005г.

 

4. Бородич А.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» 

М,1984г.

 

5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.