Конспект
открытого занятия
непосредственной организованной деятельности
по формированию элементарных математических
представлений
в подготовительной группе детского сада.
«Счет до 10. Состав числа 7»
Составила конспект и провела
воспитатель: Сергиенко Ю. В.
первая квалификационная категория.
Москва, 2014 год
Цель: совершенствовать умение счета в пределах 10, совершенствовать навыки сравнения чисел, закрепление состава числа 7, совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги.
Задачи:
В области «Познания»:
● учить составлять число 7 из двух меньших чисел, раскладывать его на два меньших числа.
● продолжать совершенствовать навыки сравнения, используя предметы, цифры и математические знаки ">" ,"<" и "=".
● продолжать формировать навыки ориентировки в пространстве и развивать произвольность и концентрацию внимания.
● продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги .
В области «Коммуникации»: закрепить названия математических действий, цифр, направлений(слева, справа, налево, направо, вверх, вниз, сверху, снизу и т. д.).
В области «Социализации»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказать правильный ответ.
В области «Художественного творчества»: учить детей графическим навыкам, правильно держать карандаш, правильно накладывать штриховку.
Активизация словаря: Дни недели, больше, меньше, равно, состав числа, гирлянда, числовой ряд.
В области “Физического развитие”: сохранять правильную осанку, соблюдать расстояние до плоскости парты, при выполнении физкульт минутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.
Форма организации: фронтально
Категория возраста: дети 6-7 лет.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами от 0 - 10, магнитное пособие(квадраты красных и синих цветов, математические знаки ">" ,"<" и "="), корзинки с грибами для сравнения, рисунок на доске (клетка 3*3),образец для выполнения задания «Продолжи гирлянду».
Раздаточный материал: “домики” для состава числа, цифры в конверте, квадраты красных и синих цветов, листы с гирляндой, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая.
Ребята на меня посмотрите, свои глазки покажите, красивые глазки, разные, но все внимательные, любознательные. Поднимите вверх ладошки , и погладьте их немножко, друг на друга посмотрите и улыбки подарите. Ребята, я очень рада видеть вас. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Отлично!
А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
В ГОСТИ К ПАЛЬЧИКУ БОЛЬШОМУ
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.
Молодцы!
2. Повторение дней недели (по счету);закрепление времени года, осенних месяцев(по счету).
-
Давайте вспомним, какое время года у нас сейчас? (Осень)
-
А какой месяц сейчас? (Ноябрь)
-
Сколько осенних месяцев?(Три)
-
Который по счету ноябрь? (Третий)
-
Какой сегодня день недели? (Пятница)
-
А вчера какой был день недели? (Четверг)
-
А завтра какой будет день недели?(Суббота)
А теперь давайте соберемся в круг и поиграем.
Игра «Лови, бросай, дни недели называй» (Воспитатель называет любой день недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй — вторник». Ребенок ловит мяч и называет три дня подряд: « Среда, четверг, пятница».
Молодцы! Садитесь на свои места.
3. Состав числа 7 из двух меньших чисел.
-
Игра «Заселяем домики».Предложить детям подумать и сказать, из каких меньших чисел состоит цифра 7. Затем предложить детям составить возможные варианты состава числа 7 из красных и синих квадратов. Дети выполняют задание парами. Оценить правильность выполнения задания. Потом предложить детям «заселить» домик числа 7. Вызвать несколько детей к мольберту.
Молодцы, ребята!
4. Совершенствование навыков сравнения, используя цифры и математические знаки ">" ,"<" и "=".
Обратить внимание детей на знаки «больше», «меньше», «равно», которые выставлены на мольберте.
Ребята, посмотрите на знаки.
-
Как называются эти знаки?(«больше», «меньше», «равно»).
-
Для чего они нам нужны? (для сравнения чисел).
Предложить детям сравнить предметы и цифры на мольберте, используя математические знаки ">" ,"<" и "=".
Давайте сравним корзинки с грибами. Дети сравнивают количество грибов в корзинках и выставляют соответствующие знаки.
Давайте теперь сравним числа:
5 7 6 3
4 3 7 2
1 1 5 5
Молодцы!
Динамическое упражнение.
Мы во двор идем гулять,
Можно птичек посчитать.
Слева на качели
Две вороны сели.
Посредине на дорожке
Воробьишко ищет крошки.
Справа — стайка голубей.
Покормите их скорей.
5. Ориентировка на листе бумаги в клетку(3*3).
Игровое упражнение “Куда перепрыгнул заяц?”.
Игра направлена на развитие произвольного внимания. На доске игровое поле на девять клеток.(3*3). В одной из клеток воспитатель прикрепляет картинку зайца. Воспитатель дает словесную инструкцию, например: “Где сейчас сидит заяц? (В правой верхней клетке). Где окажется заяц, если он перепрыгнет на две клетки вниз, одну клетку направо, одну клетку вверх?”. Вызванный ребенок выходит к доске и переставляет картинку снегиря на нужную клетку. Остальные дети соглашаются или нет с данным ответом, обосновывая своё мнение, повторив словесную инструкцию воспитателя.
6. Графический диктант. (любой графический диктант, рисование по клеточкам).
Игровое упражнение “Продолжи гирлянду.”
На доске образец задания. Первые три кружочка раскрашены в разные цвета. Обсудить с детьми правильность выполнения задания, в какой последовательности надо продолжать узор. На парте у каждого ребенка находятся листы с гирляндой. Предложить детям закрасить остальные кружочки.
7. Подведение итогов занятия.
-
Ребята, давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались?
-
Что вам понравилось больше всего?
Дать позитивную оценку самым активным детям.
7
6 1
5 2
4 3
3 4
2 5
1 6